Муниципальное образование как социально-экономическая система

 

Термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации и законодатель исходил из уже фактического их существования на момент вступления Кодекса в силу.

При установлении территориальных основ местного самоуправления Федеральный закон от 28 августа 1995 года пользовался понятием «муниципальное образование» как видовым понятием. Это понятие включало в себя как поселения, так и населенные территории. При этом Федеральный Закон не указывал различий в статусе поселений в зависимости от численности населения в них или других поселенческих характеристик. Это были единые по статусу и компетенции муниципальные образования.

На данный момент, термин «муниципальное образование» является собирательным, или родовым понятием. Прежде всего, ввиду того, что согласно Конституции РФ первичным в осуществлении местного самоуправления гражданами является отнюдь не территориальная организация. Первичный характер имеют права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства; автономия и самостоятельность органов местной власти, имеющих собственную компетенцию и полномочия. Видимо по этой причине в последующем этот термин используется федеральным законодателем в качестве родового понятия.

Понятие «муниципальное образование» следует рассматривать как объемлющее в видесоциально-экономической системы, соединяющее в себепонятие территории, в которой осуществляется местное самоуправление, понятие населения, осуществляющего местное самоуправление на этой территории и экономический потенциал его развития.

 


Принципы местного самоуправления     Принципами местного самоуправления являются основные начала, идеи, концепции, на основе которых строится организация и осуществление местного самоуправления.   Принципы местного самоуправления вытекают из положений Конституции Российской Федерации и находят свое закрепление в законодательстве.   Принципами местного самоуправления можно руководствоваться не только при разрешении неоднозначных ситуаций, связанных с правоприменением, но и при обосновании своей позиции при защите прав местного самоуправления.  

 

 


 

Принцип государственной гарантированности местного самоуправления   В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, в России признается и гарантируется местное самоуправление.   Осуществление местного самоуправления гарантируется государством не в качестве абстрактного понятия, а в том объеме, в котором такое осуществление предусматривается законодательством.   Государственная гарантированность местногосамоуправления обеспечивается возможностью судебнойзащиты прав, связанных с осуществлением местного самоуправления.  
Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством   В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.   Законодательством предусматривается: · самостоятельное определение населением структуры (системы) органов местного самоуправления; · запрет на решение вопросов местного значения органами государственной власти; · участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральным законом. Законодательством различаются должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, государственная и муниципальная служба.  
Принцип экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления   В соответствии со статьей 8 Конституции, в Российской Федерациипризнаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.   В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления помимо управления муниципальной собственностью, самостоятельноформируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.   Наличие местного бюджета означает, что решение о том, как расходовать средства, принадлежащие муниципальным образованиям, принимаются органами местного самоуправления.  
Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения   В статье 12 Конституции Российской Федерации говорится, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а в статье 131 - что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.   Фактически это означает, что местное самоуправление действует самостоятельно в рамках тех вопросов, которые связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности граждан.   Указанная самостоятельность не является абсолютной, она ограничена рамками законодательства, определяющего пределы ведения муниципальных образований - перечень вопросов местного значения.  


Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям Осуществление полномочий всегда сопряжено как с финансовыми расходами, так и с использованием материальных ресурсов, необходимых для обеспечения соответствующей деятельности. В части 2 статьи 9 Хартии говорится, что, финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом. В соответствии с частью 2 статьи 132 и статьей 133 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.  
Принцип не подчинённости одного муниципального образования другому   Подчиненность одного муниципального образования может возникнуть только тогда, когда одна и та же территория одновременно входит в состав двух муниципальных образований. Существует теоретическая возможность формирования отношений подчиненности между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов. В законодательстве заложены положения, призванные обеспечить самостоятельность всех типов муниципальных образований. В Федеральном законе № 131-ФЗ разграничены вопросы местного значения муниципального района и вопросы местного значения поселения, предусмотрено наличие как местного бюджета муниципального района так и местного бюджета поселений.  

 


 

 

Принцип взаимодействия органов местногосамоуправления сорганами государственной власти   Взаимодействие и сотрудничество подразумевает деятельность неподчинениях друг другу органов, имеющих общие интересы. Органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправлений, наделяют органы местного самоуправления отдельными государственнымполномочиями, участвуют в распределении между муниципальными образованиями дополнительныхфинансовых средств. Муниципальные образования принимают программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, которые должны учитываться органами государственной власти, обладают правом законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
Сочетание прямого волеизъявления граждан с институтами представительной демократии   В соответствии с мастью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан подразумевают непосредственное участие жителей в решении местных вопросов (местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан и др.). Представительная демократия выражается в осуществлении местного самоуправления не гражданами напрямую, а опосредованно - через органы местного самоуправления. Сочетание указанных форм позволяет обеспечить сбалансированное решение вопросов местного значения профессионалами в интересах жителей муниципального образования.  

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в работе органов местного самоуправления   Сочетание коллегиальности и единоначалия в работе органов местного самоуправления позволяет, с одной стороны, обеспечить принятие взвешенных решений по наиболее важным вопросам местной жизни, а с другой стороны - без задержек осуществлять текущую деятельность и нести за нее персональную ответственность.   Наиболее важные вопросы местной жизни отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления, депутаты которого принимают решения коллегиально.   Решение текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности населения требует оперативности и поэтому должно осуществляться на основе единоначалия (главой местной администрации).  
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления   Принцип законности означает, что организация и осуществление местного самоуправления должны строиться взаконодательством. В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон №131-ФЗ определяет те вопросы, которые подлежат правовому регулированию Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями различных типов. В законодательстве закрепляется ответственность за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.  
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления   Местное самоуправление, как власть наиболее приближенная к населению, должна быть максимально удобна гражданам, учитывать местные традиции и особенности.   Система органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а, следовательно, может быть различной.   Примеры: · контрольный орган может создаваться в одном муниципальном образовании и отсутствовать в другом; · вариативность избрания главы муниципального образования жителями муниципального образования или депутатами представительного органам местного самоуправления в зависимости от закрепленных в уставе положений.  


Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина   Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина означает, что в своей деятельности органы и должностные лица местного самоуправления, в первую очередь, должны ориентироваться на реализацию прав жителей муниципальных образований.   В соответствии с Конституцией Российской Федерации:   · человек, его права и свободы являются высшей ценностью; · права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; · права граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.  
Принцип гласности местногосамоуправления Принцип гласности местного самоуправления означает, что деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна иметь открытый характер, а граждане должны иметь доступ к информации об их работе.   В Федеральном законе № 131-ФЗ предусматривается: · возможность проведения публичных слушаний по важным вопросам местной жизни; · право граждан на обращение в органы местного самоуправления и корреспондирующая этому праву обязанность предоставления ответов; · обязательность проведения по ряду вопросов открытых заседаний представительного органа местного самоуправления; · обязательность опубликования нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и др.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: