Термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации и законодатель исходил из уже фактического их существования на момент вступления Кодекса в силу.
При установлении территориальных основ местного самоуправления Федеральный закон от 28 августа 1995 года пользовался понятием «муниципальное образование» как видовым понятием. Это понятие включало в себя как поселения, так и населенные территории. При этом Федеральный Закон не указывал различий в статусе поселений в зависимости от численности населения в них или других поселенческих характеристик. Это были единые по статусу и компетенции муниципальные образования.
На данный момент, термин «муниципальное образование» является собирательным, или родовым понятием. Прежде всего, ввиду того, что согласно Конституции РФ первичным в осуществлении местного самоуправления гражданами является отнюдь не территориальная организация. Первичный характер имеют права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства; автономия и самостоятельность органов местной власти, имеющих собственную компетенцию и полномочия. Видимо по этой причине в последующем этот термин используется федеральным законодателем в качестве родового понятия.
Понятие «муниципальное образование» следует рассматривать как объемлющее в видесоциально-экономической системы, соединяющее в себепонятие территории, в которой осуществляется местное самоуправление, понятие населения, осуществляющего местное самоуправление на этой территории и экономический потенциал его развития.
Принципы местного самоуправления
Принципами местного самоуправления являются основные начала, идеи, концепции, на основе которых строится организация и осуществление местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления вытекают из положений Конституции Российской Федерации и находят свое закрепление в законодательстве.
Принципами местного самоуправления можно руководствоваться не только при разрешении неоднозначных ситуаций, связанных с правоприменением, но и при обосновании своей позиции при защите прав местного самоуправления.
|
Принцип государственной гарантированности
местного самоуправления
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, в России признается и гарантируется местное самоуправление.
Осуществление местного самоуправления гарантируется государством не в качестве абстрактного понятия, а в том объеме, в котором такое осуществление предусматривается законодательством.
Государственная гарантированность местногосамоуправления обеспечивается возможностью судебнойзащиты прав, связанных с осуществлением местного самоуправления.
|
Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Законодательством предусматривается:
· самостоятельное определение населением структуры (системы) органов местного самоуправления;
· запрет на решение вопросов местного значения органами государственной власти;
· участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Законодательством различаются должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, государственная и муниципальная служба.
|
Принцип экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления
В соответствии со статьей 8 Конституции, в Российской Федерациипризнаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления помимо управления муниципальной собственностью, самостоятельноформируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Наличие местного бюджета означает, что решение о том, как расходовать средства, принадлежащие муниципальным образованиям, принимаются органами местного самоуправления.
|
Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения
В статье 12 Конституции Российской Федерации говорится, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а в статье 131 - что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Фактически это означает, что местное самоуправление действует самостоятельно в рамках тех вопросов, которые связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности граждан.
Указанная самостоятельность не является абсолютной, она ограничена рамками законодательства, определяющего пределы ведения муниципальных образований - перечень вопросов местного значения.
|
Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
Осуществление полномочий всегда сопряжено как с финансовыми расходами, так и с использованием материальных ресурсов, необходимых для обеспечения соответствующей деятельности.
В части 2 статьи 9 Хартии говорится, что, финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом.
В соответствии с частью 2 статьи 132 и статьей 133 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
|
Принцип не подчинённости одного муниципального образования другому
Подчиненность одного муниципального образования может возникнуть только тогда, когда одна и та же территория одновременно входит в состав двух муниципальных образований.
Существует теоретическая возможность формирования отношений подчиненности между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов.
В законодательстве заложены положения, призванные обеспечить самостоятельность всех типов муниципальных образований.
В Федеральном законе № 131-ФЗ разграничены вопросы местного значения муниципального района и вопросы местного значения поселения, предусмотрено наличие как местного бюджета муниципального района так и местного бюджета поселений.
|
Принцип взаимодействия органов местногосамоуправления сорганами государственной власти
Взаимодействие и сотрудничество подразумевает деятельность неподчинениях друг другу органов, имеющих общие интересы.
Органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправлений, наделяют органы местного самоуправления отдельными государственнымполномочиями, участвуют в распределении между муниципальными образованиями дополнительныхфинансовых средств.
Муниципальные образования принимают программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, которые должны учитываться органами государственной власти, обладают правом законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
|
Сочетание прямого волеизъявления граждан с институтами представительной демократии
В соответствии с мастью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы прямого волеизъявления граждан подразумевают непосредственное участие жителей в решении местных вопросов (местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан и др.).
Представительная демократия выражается в осуществлении местного самоуправления не гражданами напрямую, а опосредованно - через органы местного самоуправления.
Сочетание указанных форм позволяет обеспечить сбалансированное решение вопросов местного значения профессионалами в интересах жителей муниципального образования.
|
Принцип сочетания коллегиальности и
единоначалия в работе органов местного самоуправления
Сочетание коллегиальности и единоначалия в работе органов местного самоуправления позволяет, с одной стороны, обеспечить принятие взвешенных решений по наиболее важным вопросам местной жизни, а с другой стороны - без задержек осуществлять текущую деятельность и нести за нее персональную ответственность.
Наиболее важные вопросы местной жизни отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления, депутаты которого принимают решения коллегиально.
Решение текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности населения требует оперативности и поэтому должно осуществляться на основе единоначалия (главой местной администрации).
|
Законность в организации и осуществлении
местного самоуправления
Принцип законности означает, что организация и осуществление местного самоуправления должны строиться взаконодательством.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон №131-ФЗ определяет те вопросы, которые подлежат правовому регулированию Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями различных типов.
В законодательстве закрепляется ответственность за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.
|
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
Местное самоуправление, как власть наиболее приближенная к населению, должна быть максимально удобна гражданам, учитывать местные традиции и особенности.
Система органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а, следовательно, может быть различной.
Примеры:
· контрольный орган может создаваться в одном муниципальном образовании и отсутствовать в другом;
· вариативность избрания главы муниципального образования жителями муниципального образования или депутатами представительного органам местного самоуправления в зависимости от закрепленных в уставе положений.
|
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина означает, что в своей деятельности органы и должностные лица местного самоуправления, в первую очередь, должны ориентироваться на реализацию прав жителей муниципальных образований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации:
· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
· права граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
|
Принцип гласности местногосамоуправления
Принцип гласности местного самоуправления означает, что деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна иметь открытый характер, а граждане должны иметь доступ к информации об их работе.
В Федеральном законе № 131-ФЗ предусматривается:
· возможность проведения публичных слушаний по важным вопросам местной жизни;
· право граждан на обращение в органы местного самоуправления и корреспондирующая этому праву обязанность предоставления ответов;
· обязательность проведения по ряду вопросов открытых заседаний представительного органа местного самоуправления;
· обязательность опубликования нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и др.
|