double arrow

Источники финансовых ресурсов коммерческих предприятий


Финансовую основу деятельности организации представляет сформированный ею собственный капитал. Первоначальную сумму собственного капитала организации, авансированную в формирование ее активов, составляет уставный (складочный) капитал. Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов участников (собственников) в денежном или имущественном выражении при создании организации для обеспечения ее деятельности в соответствии с учредительными документами.

Акционерные общества в обязательном порядке формируют резервный капиталза счет своей чистой прибыли (Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 65-ФЗ с изменениями от 06.04.2004). Сумма резервного капитала должна составлять не менее 5 процентов от уставного капитала общества. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Он предназначен для того, чтобы покрыть возможные балансовые потери организации от предпринимательского риска, возникшие в результате экстремальных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств.

Добавочный капитал формируется путем проводимых переоценок основных фондов, которые увеличивает добавочный капитал; безвозмездно полученного имущества.

Снижение суммы добавочного капитала имеет место при увеличении уставного капитала, погашении убытка, возникшего в результате безвозмездной передачи имущества другому предприятию или распределении между учредителями организации.

На предприятии основным источником собственных средств является нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Обычно эти средства используются на накопление имущества организации или пополнение ее оборотных средств в виде свободных денежных сумм, готовых к новому обороту.

Заемный капитал, используемый организацией, характеризует в совокупности объем ее финансовых обязательств. В хозяйственной практике эти финансовые обязательства дифференцируются на долгосрочные и краткосрочные обязательства.




К долгосрочнымотносятся все типы функционирующего в организации заемного капитала со сроком его использования более 12 месяцев: долгосрочные кредиты банков; долгосрочные заемные средства, включая задолженность по налоговому кредиту; задолженность но финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе.

Долгосрочные займы привлекаются для формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов, если организация намерена ускорить реализацию отдельных проектов (новое строительство, реконструкция, модернизация), осуществить обновление основных фондов (финансовый лизинг) и т. п.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все типы функционирующего в организации заемного капитала со сроком его использования менее 12 месяцев: краткосрочные кредиты банков; кредиторская задолженность (по расчетам с поставщиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами).

По данным бухгалтерского баланса организации можно определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот организации краткосрочных и долгосрочных заемных средств.

Прирост источников собственных средств свидетельствует о том, что организация не только сохранила имеющиеся у нее средства, но и увеличила их. В то же время, если средства организации созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое состояние будет неустойчивым.



Основные финансовые пропорции в управлении капиталом можно представить следующими коэффициентами:

1. Коэффициент автономииавт):

Кавт= СК/ИО,

где СК - собственный капитал организации (раздел 3 баланса); ИО - общая величина источников (валюта баланса).

2. Коэффициент финансовой зависимости (Кф,):

Кфз=(ДО+КО)/ИО,

где ДО - долгосрочные обязательства (раздел 4 баланса); КО - краткосрочные обязательства (раздел 5 баланса).

3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (К з),

К з=(ДО+КО)/СК.

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое положение организации.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой считается, что если Кавт больше или равен 0,5, то риск кредиторов минимальный: реализовав половину стоимости имущества, организация сможет погасить свои долговые обязательства.

4. Коэффициент финансовой устойчивости:

Кфу=(СК+ДО)/ВБ,

где ВБ - общая сумма всех источников (валюта баланса).

Значение коэффициента показывает, какая часть имущества организации финансируется за счет устойчивых источников. Рекомендуемое значение показателя > 0,8.

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:

Кдз= ДО/ВБ.

Значение коэффициента показывает долю долгосрочных обязательств в общей величине собственного и заемного капитала. Наличие долгосрочных займов свидетельствует о доверии кредиторов, но его рост - негативная тенденция, так как организация все больше зависит от внешних инвесторов.

6. Уровень финансового левериджа:

у ф.л. = до/ск.

Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового левериджа, тем выше риск и ниже резервный заемный потенциал организации.

Организации, которые наряду с собственными средствами используют заемные, испытывают не только предпринимательский, но и финансовый риск. Привлечение заемных средств повышает рентабельность собственного капитала, и в этом заключается эффект финансового левериджа. Однако по мере роста размера заемных средств процентные ставки за привлечение дополнительного капитала возрастают, что связано с ростом финансовой неустойчивости организации.

 

10.6. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием

Финансовая работа организации в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В настоящее время важнейшими задачами финансовых служб становятся не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организация финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент; представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения поставленной цели и максимизации прибыли.

Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта.

Субъект управления - финансовая служба организации. Однако внутренняя организация финансовой службы в значительной степени определяется размерами организации.

На рисунках 10.2 и 10.3 представлена организационная структура финансовых служб малых, средних и крупных организаций.

 
 

 

 


Рис. 10.2. Финансовая служба в организационной структуре малых и средних организаций

 

 
 

 

 


Рис. 10.3. Финансовая служба в организационной структуре крупных организаций

В функции финансовой службы входит:

• участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

• управление денежными потоками;

- разработка финансовой программы развития;

• определение валютно-кредитной политики;

• осуществление финансового планирования;

• осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и внебюджетными фондами;

• обеспечение страхования от финансового риска;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности;

• контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств.

Эффективное управление финансами возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов в отношении хозяйствующего субъекта. Современная экономика требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния. Однако, наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования, в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;

• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Основнымизадачами финансового планирования на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• контроль за финансовой устойчивостью, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного до трех лет. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках, прогноза движения денежных средств и прогноза бухгалтерского баланса.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и. убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки-объем-прибыль». Он представляет возможности определения объемов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности и увеличения гибкости финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).

Прогноз баланса необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов (имущества) направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов (источников) предполагается финансирование этих активов.

С помощью прогноза о движении денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.

Процесс составления текущего финансового плана называетсябюджетированием, а отдельные планы называются бюджетами.

Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытка который, в спою очередь, формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих управленческих расходов.

Бюджет продаж заключается в следующем. Прогноз объема продаж является отправной точкой и наиболее критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Оперативное планирование объема продаж используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Существуют два метода определения плановой выручки:

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, когда известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

Вр = РоЦ,

где Ро - объем сопоставимой реализованной продукции, руб.; Ц - цена единицы реализованной продукции, руб.

Как правило, в современных условиях большинство предприятий не имеют гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. В этих условиях для планирования выручки применяетсярасчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки.

Вр = Он+Т-Ок,

где Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода, руб.; Т - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, руб.; Ок - нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода, руб.

Бюджет коммерческих расходов. В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде.

Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении становится возможным определить количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство должно определить, останется ли уровень запасов прежним, либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе этой информации разрабатывается производственный график.

Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время (в часах), требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции на норму затрат труда в часах на единицу.

Бюджет управленческих расходов. Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: