Импорт - всего, млн. долл. США | ||||||||
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т | ||||||||
Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т | ||||||||
Рыба свежая и мороженая, тыс. т | ||||||||
Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т | 24,1 | 70,8 | ||||||
Цитрусовые плоды, тыс. т | ||||||||
Кофе, тыс. т | 26,0 | 20,6 | 39,7 | 55,6 | 64,6 | 75,5 | 89,3 | |
Злаки, тыс. т | ||||||||
Масло подсолнечное, тыс. т | 43,4 | |||||||
Изделия и консервы из мяса, тыс. т | 26,1 | 42,1 | 34,8 | 40,7 | 49,3 | 40,7 | 41,3 | |
Сахар-сырец, тыс. т | ||||||||
Сахар белый, тыс. т | ||||||||
Алкогольные и безалкогольные напитки, млн. долл. США | ||||||||
Руды и концентраты алюминиевые, тыс. т | 24,4 | 49,5 | 32,4 | 13,6 | 29,6 | |||
Лекарственные средства, млн. долл. США | ||||||||
Одежда трикотажная и текстильная, млн. долл. США | ||||||||
Обувь кожаная, млн. пар | 27,4 | 7,2 | 15,4 | 46,5 | 93,6 | 77,2 | ||
Черные металлы, млн. долл. США | ||||||||
Трубы из черных металлов, тыс. т | ||||||||
Машины, оборудование и транспортные средства, млн. долл. США | ||||||||
комбинированные холодильники-моро-зильники, тыс. шт. | 35,1 | … | ||||||
вычислительные машины и их блоки, млн. долл. США | ||||||||
телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи, тыс. шт. | … | … | … | |||||
автомобили легковые, тыс. шт. | 82,5 | 71,7 | ||||||
автомобили грузовые, тыс. шт. | 10,1 | 19,2 | 50,1 | 63,4 | 25,9 | 59,0 |
|
|
Энергоносители и сырье, в настоящее время являются определяющим источником развития страны, доходов ее бюджета, составляют основу современного российского экспорта.
Доля энергоносителей и сырья в 2010 г. составила более 68,4 %. В последние годы российские сырьевые экспортные товары пополнились материалами и полуфабрикатами, производимыми в отраслях, имеющих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, базовая химия).
Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорией товаров,ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет.
|
|
О слабых позициях российского машинотехнического экспортасвидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет 5,3 %, то в США – 48 %, Германии – 50 %, Японии – 70 %.
При наличии крупной научной базы Россия занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции лишь 0,3 %, вто время как доля США составляет 36 %, Японии – 30 %.
В импорте России слишком большое местозанимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения.
Особенности российского экспорта энергоносителей и сырья:
1) по конкурентоспособности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Российская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем, на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с расходами по разработке месторождений на шельфе западного Североморья;
2) практически вынужденный характер носит экспорт из России цветных металлов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам, а теперь, даже при сократившихся объемах производства, вынуждены вывозить их в широких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри страны;
3) ориентация на преимущественное развитие экспортного производства топлива и сырья монополизирует позиции этих отраслей в инвестициях; в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК, происходит аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов в отраслях ТЭК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продукции возросла с 36 % в 1991 г. до 49 % в настоящее время, в то время как доля машиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19%;
4) высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъюнктуры ценна эти товары и ведет к довольно значительным разбросам в вариантах динамики ВВП и других макроэкономических показателей, разрабатываемых управленческими структурами страны.
Россия слабо вовлечена:
1) в международную кооперацию производства;
2) торговлю услугами;
3) международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций;
4) в научно-технический и информационный обмен между странами.
Экономика России оказалась зависимой:
1) от экспорта узкого круга товаров (прежде всего топливно-сырьевой группы);
2) от импорта многих потребительских товаров.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику, с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, необходимо обеспечить реализацию основных целей:
1) повышение конкурентоспособности российской экономики;
2) сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
3) обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
4) проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не изменяющих при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
|
|
5) сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли.
В начале XXI в. внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время.
Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Другими важными и стабильными партнерами России остаются Нидерланды, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция, США, Япония, Китай.
В 2010 г. в общем объеме экспорта России на страны дальнего зарубежья наибольшие объемы пришлись на долю Нидерландов – 13,6%, Италии – 6,9, Германии – 6,3, Китая – 5,1, Турции – 5,1, Польши – 3,8, Японии – 3,2, США – 3,1, Франции – 3,1, Финляндии – 3,1, Соединенного Королевства (Великобритании) – 2,9, Республики Корея – 2,6 и Швейцарии – 2,2%.
В импорте преобладали поставки из Китая – 17,0%, Германии – 11,7, США – 4,9, Японии – 4,5,Франции – 4,4, Италии – 4,4, Республики Корея – 3,2, Польши – 2,5, Турции –2,1, Финляндии – 2,0, Соединенного Королевства (Великобритании) – 2,0, Нидерландов – 1,9 %.
Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 1990-х гг. переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.
В 2010 г. в общем объеме экспорта России на долю Украины приходилось 5,8%, Беларуси – 4,6, Казахстана – 2,7%.
В импорте преобладали поставки из Украины – 6,1% от всего объема российского импорта, Беларуси – 4,3, Казахстана – 2,0%.
|
|
Заключение
Выводы по лекции:
Задание на самостоятельную работу:
Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.
Следующее занятие –
По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего лекционного занятия.
Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:
1. Конспекты лекций.
2. ПЭВМ, видеопроектор.
3. Выставка литературы.
4. Карта мира;
Ответы на вопросы.
Разработчик – кандидат экономических наук
Н. Рощина
[1] ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию.
[2] F.o.b. – сокр. от англ. free on board (свободно на борту). В цену включаются все расходы до момента доставки товара на транспортное средство. C.i.f. – сокр. от англ. cost, insurance, freight. – стоимость, страхование. фрахт). В цену товара включаются и все расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара.