Используя одну из фундаментальных концепций маркетинга, модель жизненного цикла продукта, американский экономист Реймонд Вернон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую.
Жизненный цикл продукта включает четыре стадии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из перечисленных стадии характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Появление нового товара – первая стадия цикла – в подавляющем большинстве случаев связано с рынком промышленно развитых стран, поскольку для этого необходимы значительные ресурсы и высококвалифицированная рабочая сила. На первой стадии новый продукт завоевывает рынок страны его возникновения, вывоз его за рубеж случаен, не носит целевого характера.
|
|
На второй стадии по мере роста спроса на данный товар как отражение его растущего признания на внутреннем рынке возникает и растет спрос на новый товар на зарубежных рынках. Товар начинает экспортироваться. Наряду с этим массовый характер производства и спроса на данный товар стимулирует появление аналогичных производств в других странах, чему способствует также превращение производства данного товара из оригинального в стандартизированное. Таким образом, возникают первые ограничения экспорта товара.
Приближаясь к третьей стадии – стадии зрелости – производители товара в промышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него.
Поддержание прежнего уровня спроса возможно лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производителей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производств. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства.
Чаще всего это – развивающиеся страны, где благодаря более дешевой рабочей силе, небольшой арендной плате, низкому залоговому бремени товар выпускают по более низкой цене. Следовательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны-новатора сменяется вывозом производства данного товара в страну-имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаревающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, т.е. наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции.
|
|
На четвертой стадии – стадии спада – продукция окончательно устаревает, спрос на нее падает, несмотря на снижение цен.
Таким образом, на первых двух стадиях жизненного цикла продукта страна-новатор имеет сравнительное преимущество в его производстве, на третьей стадии оно переходит к стране-имитатору, куда перемещается производство устаревающей модели. Следовательно, экспорт товара сменяется его импортом.
Р. Вернон пытался объяснить, почему США лидируют в производстве значительного числа новых и перспективных товаров. Он утверждал, что спрос на такие товары, возникающий на национальном рынке раньше, чем за рубежом, приводит к технологическим преимуществам США. Американские фирмы на стадии развития производства экспортируют эти новшества, а по мере роста спроса на них организуют производство в зарубежных странах. По мере распространения новой технологии иностранные фирмы также осваивают производство новых товаров, начиная ввозить их в США.
Понятие «цикл товара» стало основой теории, объясняющей взаимосвязь национального и внешнего рынков.
Теория «жизненного цикла продукта», отражая определенные реальности развития производства многих продуктов, не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Существует немало товаров (например, товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию «жизненного цикла продукта».