Теория эффекта масштаба

Почему Япония сконцентрировала у себя мировое производство гражданских судов, США обеспечивают 2/3 мира гражданскими самолетами и почти весь мир суперкомъютерами, Германия уверенно заняла мировой рынок станков и автомобилей представительского класса. Почему конкуренция между данными странами на указанных рынках не принимает ожесточенный характер. Ответы на подобные вопросы дает теория эффекта масштаба в международной торговле, предложенная в начале 80-х американскими экономистами П. Крюгманом и К. Ланкастером.

Суть хорошо известного из микроэкономики эффекта масштаба заключается в том, что при увеличении масштабов производства удельные издержки на единицу продукции будут снижаться с ростом выпуска за счет экономии на элементах постоянных издержек. Возникает экономия за счет массового производства. Поэтому многие развитые страны, обеспеченные факторами производства в примерно равных пропорциях, как бы сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки, с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавать крупные предприятия в своих странах и извлекать выгоду эффекта масштаба.

Поэтому США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагая на японский рынок самолеты и суперкомпьютеры, которые страна восходящего солнца также не производит вообще.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба ведет к концентрации и монополизации производства, что разрушает конкуренцию в международной торговле. Меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самих фирм, а не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства.

Заключение

Выводы по лекции:

Задание на самостоятельную работу:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего лекционного занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ПЭВМ, видеопроектор.

3. Выставка литературы.

4. Карта мира;

Ответы на вопросы.

 

Разработчик – кандидат экономических наук

 

Н. Рощина

 

 


[1] См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1962.

[2] См.: Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч.: В 3 т. М, 1955. Т. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: