ЛЕКЦИЯ №4
по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Тема 3. Теории международной торговли
Занятие №1. Теории международной торговли
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить сущность основных теорий международной торговли.
2. Формировать гражданскую позицию, навыки анализа важнейших событий в мире и России, добиваться потребности в постоянном обогащении знаний.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Теория абсолютных преимуществ.
2. Теория сравнительных преимуществ.
3. Теория (схема) Хекшера–Олина (теория соотношения факторов производства).
4. Парадокс Леонтьева.
5. Теорема Рыбчинского.
6. Современные «альтернативные» теории международной торговли.
Заключение.
Литература:
а) Основная
1. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.
|
|
2. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
3. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 332 с.
4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; Учебник. Юрист, 1999.– С. 19-60.
5. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд.,испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
6. Международные экономические отношения: учеб. / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.
б) дополнительная
1. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
2. Янова В.В. Экономика: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 282 с.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №3:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №3.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №3.
4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.
5. Классная доска, мел, указка.
6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
Текст лекции
Введение
В течение нескольких веков экономисты разных стран стремились дать ответы на вопросы, почему страны торгуют между собой и на чем они основывают свой выбор в международной специализации, стремились выяснить причины внешней торговли и роль, которую она играет в хозяйственной жизни страны.
Так возникали теории (модели) международной торговли как указанного выбора и ориентира рациональной специализации стран во внешней торговле.
|
|
Первая попытка теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области была предпринята в учении меркантилизма. В развитии доктрины меркантилизма принято выделять ранний и поздний меркантилизм.
Положения раннего меркантилизма наиболее полно изложены в хозяйственных трактатах У. Стаффорда (1554–1612). Он отождествлял богатство с деньгами и ориентировал на максимальную сохранность и увеличение в стране количества золота и серебра. Для этого необходимо было стимулировать экспорт и ограничивать импорт.
Поздний меркантилизм отождествлял богатство с превращением в деньги избытка товаров на внешнем рынке и поддержанием активного торгового баланса. Запрещался импорт сырья при условии наличия такового в стране, и, наоборот, снимались ограничения на импорт отсутствующего в стране сырья. Одновременно разрешалось вывозить из страны готовые изделия и осуществлять посредническую торговлю на основе дешевых приобретений в одной стране и более дорогой продажи – в другой.
Меркантилисты по сути предлагали обогащение одних стран за счет других. Вместе с тем их заслуга заключается в том, что они впервые привлекли внимание к проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития стран, описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т. е. заложили основы платежного баланса.
Учебные вопросы (основная часть):
Теория абсолютных преимуществ
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит полагал, что страна должна строить свою внешнюю торговлю, ориентируясь на присущие ей абсолютные преимущества в производстве определенных товаров.
По его мнению, страна могла участвовать в международной торговле лишь тогда, когда она производила хотя бы один товар дешевле, чем другие страны. В результате им и была обоснована теория абсолютного преимущества.
Страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т.е. она имеет по ним абсолютные преимущества, и импортировать те товары, в производстве которых она не располагает абсолютными преимуществами, т.е. издержки на производство которых в данной стране выше, чем в других странах.
Абсолютное преимущество в международной торговле – это способность страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это возможно в других странах.
При этом, как утверждал А. Смит, внешнеторговый обмен, основанный на принципе абсолютных преимуществ, выгоден всем участвующим в нем странам.
Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли[1].
Абсолютные преимущества могут, могут порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов, или могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.
Однако, согласно этой теории, страны, которые не обладают абсолютным преимуществом не могут принять участие в международном обмене, в результате теория абсолютных преимуществ заводила в тупик.