На предприятиях торговли

Ассортимент товаров и товарная номенклатура: понятие, классификация

Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом това­ре в целом, так и в весь потребительский рынок. Кри­териями современного состояния потребительского рын­ка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами, соотношение спроса и предложения. Именно это соотношение спроса и предложения опреде­ляет насыщенность рынка товарами, степень удовлет­ворения спроса, широту, полноту и структуру ассорти­мента, качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являют­ся отечественное промышленное и сельскохозяйствен­ное производство, а также импорт товаров. Для совре­менного состояния потребительского рынка характер­ны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытес­нение с рынка отечественных товаров импортными выз­вано двумя основными причинами. Во-первых — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и мар­кировки. Внешне многие импортные товары превосхо­дят отечественные. Иногда подводит качество самих то­варов, недостаточность или полное отсутствие рекла­мы и других средств информации о товаре, слабо нала­женные каналы распределения, повышенные цены. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импор­тных товаров, закупаемых ранее централизованно че­рез государственные внешнеторговые организации. Но в последние годы качество импортных товаров, посту­пающих на российский рынок, резко снизилось. По дан­ным Государственной торговой инспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. Насыщен­ность рынка товарами постоянно растет. Это происходит не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса. В условиях насы­щенного рынка качество отечественных товаров посто­янно улучшается, так как производители товаров осоз­нали, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связана с мерами государствен­ного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественно то производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструкту­ры торговли, конкурентной сферы, проведение всерос­сийских и межрегиональных ярмарок; усиление конт­роля за качеством товаров и соблюдением правил тор­говли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на рос­сийском потребительском рынке, важное значение при­обретают рациональное управление ассортиментом, то­варными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения.

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных по­требностей человека. Объектами торговой коммерчес­кой деятельности являются товары и сопутствующие им услуги (то хранению, подготовке к продаже, конт­ролю качества) и работа по организации товародвиже­ния. Товар — это материальная продукция, предназ­наченная для купли-продажи в ходе коммерческой де­ятельности. Товар — сложное понятие и не менее слож­ный материальный объект, обладающий потребительс­кими свойствами.

Товары как объект коммерческой деятельности мо­гут подразделяться по множеству признаков. Среди этих признаков классификации товаров основной признак — назначение. По назначению все товары подразделя­ют на роды:

— потребительские товары — товары, предназна­ченные для индивидуальных потребителей, для лично­го использования;

— товары промышленного (производственного) назначения — товары, предназначенные для производ­ства других товаров и создающие его сырьевое и техно­логическое обеспечение;

— оргтехнические товары — товары, предназначен­ные для улучшения организации административно-уп­равленческой деятельности.

Классификация потребительских товаров

Потребительские товары обычно классифицируются с учетом их характера потребления или поведения по­купателей при их приобретении. В первом случае вы­деляют:

— товары длительного пользования (телевизоры, холодильники, пылесосы);

— товары краткосрочного пользования (хлеб, сига­реты, мыло, соль).

С учетом поведения покупателей при приобретении товаров выделяют:

— товары повседневного спроса (мыло, хлеб, са­хар, спички);

— товары тщательного выбора (одежда, мебель, электробытовые товары);

— престижные товары (товары, обладающие уни­кальными свойствами или имеющие марку известной фирмы);

— товары пассивного спроса (приобретаются тогда, когда возникает неожиданная необходимость в них или когда предпринимаются значительные маркетинговые усилия, без которых продажа была бы нереальна).

Эта классификация очень часто используется при создании сети предприятий оптовой и розничной тор­говли. В развитых странах приведенная классифика­ция используется целенаправленно и часто по назва­нию магазина можно определить, какие товары в нем можно приобрести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: