Ассортимент товаров и товарная номенклатура: понятие, классификация
Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и в весь потребительский рынок. Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами, соотношение спроса и предложения. Именно это соотношение спроса и предложения определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента, качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки. Внешне многие импортные товары превосходят отечественные. Иногда подводит качество самих товаров, недостаточность или полное отсутствие рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженные каналы распределения, повышенные цены. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых ранее централизованно через государственные внешнеторговые организации. Но в последние годы качество импортных товаров, поступающих на российский рынок, резко снизилось. По данным Государственной торговой инспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. Насыщенность рынка товарами постоянно растет. Это происходит не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса. В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постоянно улучшается, так как производители товаров осознали, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связана с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественно то производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной сферы, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения.
|
|
|
|
Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека. Объектами торговой коммерческой деятельности являются товары и сопутствующие им услуги (то хранению, подготовке к продаже, контролю качества) и работа по организации товародвижения. Товар — это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи в ходе коммерческой деятельности. Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий потребительскими свойствами.
Товары как объект коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков. Среди этих признаков классификации товаров основной признак — назначение. По назначению все товары подразделяют на роды:
— потребительские товары — товары, предназначенные для индивидуальных потребителей, для личного использования;
— товары промышленного (производственного) назначения — товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
— оргтехнические товары — товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Классификация потребительских товаров
Потребительские товары обычно классифицируются с учетом их характера потребления или поведения покупателей при их приобретении. В первом случае выделяют:
— товары длительного пользования (телевизоры, холодильники, пылесосы);
— товары краткосрочного пользования (хлеб, сигареты, мыло, соль).
С учетом поведения покупателей при приобретении товаров выделяют:
— товары повседневного спроса (мыло, хлеб, сахар, спички);
— товары тщательного выбора (одежда, мебель, электробытовые товары);
— престижные товары (товары, обладающие уникальными свойствами или имеющие марку известной фирмы);
— товары пассивного спроса (приобретаются тогда, когда возникает неожиданная необходимость в них или когда предпринимаются значительные маркетинговые усилия, без которых продажа была бы нереальна).
Эта классификация очень часто используется при создании сети предприятий оптовой и розничной торговли. В развитых странах приведенная классификация используется целенаправленно и часто по названию магазина можно определить, какие товары в нем можно приобрести.