Для прогнозирования спроса могут применяться следующие методы:
- Метод тенденций (экстраполирования), который заключается в определении тенденции и ее параметров за период не менее пяти лет при отсутствии аномальных колебаний;
- Метод уровня потребления, который применяется когда речь идет о прямом потреблении определенного продукта и основывается на стандартных коэффициентах. Главным фактором, определяющим уровень потребления, является потребительский доход;
- Метод конечного использования коэффициента потребления применяют для изучения спроса на товары производственного назначения.
- Метод ведущего показателя применяется в случаях, когда имеется определенная закономерность, выражающая временную или количественную зависимость потребления одного товара от потребления другого товара;
- Выборочный;
- Анкетные опросы;
- Экономико-математические методы.
Выбор и применение метода прогнозирования спроса обычно осуществляется специалистами по экономической статистике.
Сегментация рынка.
Сегментация рынка – это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты).
Цель сегментации – найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы людей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.
Сегментация рынка в зависимости от потребителей проводится по следующим показателям:
- для частных лиц: возраст, пол, национальность, любимое занятие, образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи;
- для фирм: сфера деятельности, местонахождение, структура, объем продаж, численность персонала.
Сегментация рынка оправдана для любой фирмы. При этом выявляются общие и отличительные характеристики продукта, определяется, кто и где станет приоритетным покупателем продукта, что станет основой решения о покупке – цена, качество, сервис, личные контакты или комбинация факторов, потенциальные заказчики.
Разбивка рынка на сегменты облегчает планирование политики по вопросам сбыта для конкретного проекта. Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия.






