Вопрос 2. Система сбалансированных показателей логистики

Тема 7. Логистические циклы и издержки

 

1. Понятие и составляющие логистического цикла

2. Система сбалансированных показателей логистики

3. Классификация и анализ структуры логистических издержек

4. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

 

Вопрос 1. Понятие и составляющие логистического цикла

 

Жизненный цикл товара стратегически определяет структуру так называемого логистического цикла.

Одним из основных понятий, необходимых для интегрированного рассмотрения операций снабжения, производства и распределения, является логистический цикл (цикл выполнения заказа или функциональный цикл), под которым понимается промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает время передачи, обработки, размещения, производства и/или комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени [1].

Логистический цикл (Logistical cycle) — это интегрированная по времени совокупность циклов, связанных с комплексными логистическими активностями (логистическими функциями).

Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (базисным логистическим функциям: снабжению, производству, сбыту) или ключевым и поддерживающим комплексным активностям (ключевым и поддерживающим логистическим функциям). В этом случае логистические циклы называются функциональными логистическими циклами.

Если логистический цикл рассматривается от момента заказа потребителем товара до момента его получения (покупки), то он называется полным логистическим циклом.

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие основные составляющие – циклы (или бизнес-процессы для интегрированного логистического подхода):

• цикл заказа;

• цикл создания (поддержания) запасов;

• цикл обработки заказов потребителей;

• цикл организации закупок и размещения заказов;

• цикл доставки (материальных ресурсов, готовой продукции, сервиса);

• операционный (производственный) цикл;

• цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации;

• цикл анализа и подготовки отчетов.

Жизненный цикл товара оказывает большое влияние на логистический цикл и стимулирует принятие логистическим менеджментом правильных решений.

Пример:

Если управление запасами не скоординировано с жизненным циклом товара, то на этапе упадка может сложиться ситуация, когда денежные средства, иммобилизованные в запасах товара (инерционное создание запаса) могут быть потеряны.

Иммобилизация оборотных средств (запасы относятся к оборотным средствам предприятия) - отвлечение оборотных средств из оборота объединения, предприятия на затраты, не предусмотренные планом или не имеющие установленных источников покрытия.

 

 

Вопрос 2. Система сбалансированных показателей логистики

Для поддержания высокой конкурентоспособности деятельности логистика предприятия должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов:

1. насколько хорошо в настоящее время работает полный логистический цикл в логистической системе;

2. в каком направлении следует усовершенствовать функциональные логистические циклы и логистическую систему предприятия в целом (и /или в рамках интегрированной цепи поставок);

3. насколько успешно проходит процесс преобразований логистической системы (и /или интегрированной цепи поставок) в выбранном направлении.

Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики.

Основные комплексные показатели результативности логистической деятельности [2]:

- показатели общих логистических затрат,

- показатели качества логистического сервиса,

- показатели производительности,

- показатели эффективности инвестиций в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели лежат в основе сбалансированной системы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей в отдельности.

Логистические затраты состоят из затрат на выполнение логистических операций, затрат на управление рисками в логистической системе и затрат на логистическое администрирование.

Показатели качества логистического сервис а – это полнота выполнения заказа, число возвратов товаров, сохранность поставляемой партии, продолжительность логистических циклов и др. Общий показатель, на основании которого можно оценить качество логистического сервиса – процент «совершенных» заказов.

Производительность – это объем логистической работы, выполненной техническими средствами, оборудованием, персоналом в единицу измерения (время, ресурс).

Как правило используются показатели частичной производительности. Ч астичная производительность – отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно [3]:

· производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;

· производительность труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;

· производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в оборудование;

· энергетическая производительность: число доставок на литр топлива; объем хранимой продукции на киловатт-час электроэнергии; добавленная стоимость на каждую денежную единицу, затраченную на единицу энергии.

Показатели оценки эффективности инвестиций в логистическую инфраструктуру приведены в табл. 7.1 [4].

 

Таблица 7.1 Показатели экономической эффективности инвестиций в логистическую инфраструктуру

 

Критерии Статические Динамические
Абсолютные Среднегодовая прибыль Чистая приведенная стоимость
Относительные Бухгалтерская норма прибыли Доходность инвестиций Внутренняя рентабельность
Временные Срок окупаемости Срок приведенной окупаемости

 

В целом все показатели делятся на косвенные и прямые, абсолютные и относительные [5].

Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния логистической системы, пользуются популярностью. Но при этом они имеют ряд существенных недостатков: они отражают прошлые результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не показывают конкретные проблемы и способы их устранения.

Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки и т.п.

Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели.

Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

Итак, все вышеперечисленные логистические показатели объединяются в сбалансированную систему показателей логистики.

Концепция сбалансированной системы показателей (balanced scorecard – далее ССП) впервые была представлена в начале 1990-х гг. профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном и в настоящее время широко принята в бизнесе, государственными учреждениями, правительствами административных образований разных стран в качестве нового подхода к управлению [6]. Идея ССП заключается в том, чтобы выразить стратегию через определенный формат, объединяющий весьма ограниченный набор параметров, характеризующих четыре перспективы деятельности: финансовой, клиентской, внутренних процессов, а также обучения и развития, рис. 7.1.

Важную роль в реализации сбалансированной системы показателей играют ключевые показатели эффективности (KPI - Key Performance Indicator). Показатели – это своего рода язык, на котором можно формализовать стратегии развития и строить гипотезы. Важно подчеркнуть, что KPI выделяются из общего множества расчетно-оценочных показателей тем, что они соответствуют стратегии организации, адекватно отражают степень эффективности операционных и функциональных (обслуживающих) процессов в совокупности.

В табл.7.2 в качестве примера приведена сбалансированная система показателей для логистического оператора, выполняющего логистическую функцию транспортировки.

 

 

Рисунок 7.1 - Описание основных аспектов деятельности
организации [7]

 


 

Таблица 7.2 Сбалансированная система показателей логистического оператора, выполняющего транспортные операции в логистической системе (фрагмент) [8]

 

Составляющая Стратегические цели Показатели деятельности (KPI)
Финансы Рост прибыли Объем перевозок, выполненных для данной цепи поставок
Снижение затрат Общие затраты транспортного предприятия
Потребители транспортных услуг Удовлетворенные клиенты Коэффициент удовлетворенности клиента (ежегодный опрос)
Процент «совершенных» заказов
Количество рекламаций
Составляющая Стратегические цели Показатели деятельности (KPI)
    Затраты клиента на доставку (стоимость доставки)
Длительность цикла доставки
Коэффициент выполнения заказов на доставку
Долгосрочные контракты Период обслуживания данной цепи поставок
Внутренние процессы Услуги высокого качества Процент своевременной доставки
Процент несохранности грузов
Время реагирования на заказ на доставку
… … … …
Эффективное использование провозных возможностей Коэффициент выпуска транспортных средств на линию
Коэффициент загрузки транспортных средств
Средний пробег транспортного средства (в сутки, год)
… … … … … … … …
Обучение и развитие Развитие парка транспортных средств Средний возраст транспортных средств  
Размер инвестиций в транспортные средства
Эффективность инвестиций
… … … …
Квалификация персонала Количество человек, прошедших повышение квалификации
Количество внедрений (нововведений)
… … … … … … … …

 

Другие показатели

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели, например:

· для закупочной логистики – затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;

· для транспортной логистики – надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;

· для логистики складирования – оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: