Особенности учета издержек в логистике

Сквозной МП проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис.7.3, a). Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам (бизнес-процессам или составляющим логистического цикла), формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Рисунок 7.3 - Традиционный и логистический подходы к системе учета издержек

 

Например, для выполнения заказа клиента (а это - бизнес-процесс) необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 7.3, b).

В целях сокращения логистических издержек фирмы про­водят мероприятия по рационализации сферы обращения и производства в отдельных или всех звеньях цепи товародвиже­ния. И благодаря логистическому подходу отпала необходимость в изолированной (функциональной) оценке этих мероприятий, при которой оперируют средними величинами функциональ­ных расходов (на транспорт, на складирование и др.), и стала внедряться оценка по суммарным затратам. Фирмы анализиру­ют общие затраты, используя так называемый «принцип одного зонтика» [17]. Калькуляция расходов составляется не для каждой отдельной функции (складирование, транспортировка, содер­жание запасов и др.) (рис.7.3, a), а по конечному результату — после реали­зации задач по обслуживанию определенного клиента в соот­ветствии с его требованиями и условиями ((рис. 7.3, b).).

В связи с этим в практику учета логистических издержек вошел так называемый «метод миссий» (в некоторых источни­ках его называют методом бизнес-процессов - рис. 7.3, b). Под миссией в данном случае понимается совокупность последовательных действий, направленных на решение какой-либо задачи, на­пример обеспечение конкретных поставок в определенный срок или с мини­мальными издержками.

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис. 7.4.

Рисунок 7.4 -.Зависимость логистических издержек от качества работы логистической системы

 

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается:
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах (но это в настоящий момент, а в будущем такой учет будет). Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в табл. 7.4.

 

Таблица 7.4 Сравнение логистической и финансовой отчетности

 

Характеристика Отчет по логистическим издержкам Финансовый отчет
Пользователи Менеджмент компании Сторонние пользователи
Цели Оптимизация МП, потока услуг и сопутствующих потоков Контроль администрации, предоставление базы для налогообложения
Критерии качества Соответствие процессам, пригодность решений в области логистики Пригодность для аудита, соответствие инструкциям
Временной аспект Прошлое, настоящее и будущее Прошлое и настоящее
Структура и содержание Индивидуальные, подобранные к каждой конкретной компании, решениям, коммуникациям Нормированные законом и профессиональными организациями
Степень подробности Бoльшая Меньшая
Гласность Может содержать информацию, не разглашаемую сторонним организациям Содержит открытую для сторонних организаций информацию

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: