Учет долгосрочных кредитов и займов

Кроме краткосрочных кредитов и займов организации могут иметь бухгалтерские операции, связанные с движением долгосрочных кредитов и займов, которые учитываются на пассивном счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». На этом счете отражается информация о состоянии расчетов по полученным долгосрочным (на срок более 12месяцев) кредитам, а также займам, привлекаемым организацией путем выпуска и размещения облигаций.

Порядок кредитования, оформления кредитов и займов, а также их погашения определяется правилами (инструкциями) Национального банка Республики Беларусь.

К счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» могут быть открыты следующие субсчета:

67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка»

67-2 «Расчеты по долгосрочным займам»

67-3 «Расчеты с кредитными организациями по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств» и другие.

На субсчете 67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка» учитывается движение долгосрочных кредитов банка.

Суммы полученных долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка» и дебету счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», другим.

На субсчете 67-2 «Расчеты по долгосрочным займам» учитывается движение долгосрочных займов, привлеченных путем выпуска и размещения облигаций.

При этом, если облигации размещаются по цене выше их номинальной стоимости, то делаются записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» и другим в корреспонденции с кредитом субсчета 67-2 «Расчеты по долгосрочным займам» (по номинальной стоимости) и счета 98 «Доходы будущих периодов» (на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью). Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Операционные доходы и расходы». Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций с кредита субсчета 67-2 «Расчеты по долгосрочным займам» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы».

Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту соответствующих субсчетов счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» по мере их начисления в корреспонденции с дебетом счетов:

07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» – проценты, начисленные по долгосрочным кредитам и займам, полученным на осуществление капитальных вложений (до ввода объектов основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию);

10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары» – проценты, начисленные по долгосрочным кредитам и займам, полученным на приобретение товарно-материальных ценностей, до принятия указанных ценностей к бухгалтерскому учету;

91 «Операционные доходы и расходы» – проценты, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету приобретенных за счет долгосрочных кредитов и займов товарно-материальных ценностей, а также проценты по иным долгосрочным кредитам и займам.

На суммы погашенных кредитов и займов, дебетуется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» по соответствующим субсчетам в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Не оплаченные в срок кредиты и займы учитываются отдельно.

На субсчете 67-3 «Расчеты с кредитными организациями по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств» учитываются расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения более двенадцати месяцев.

Операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем по кредиту субсчета 67-3 «Расчеты с кредитными организациями по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств» (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов 51, 52 (фактически полученная сумма денежных средств) и 91 (учетный процент, уплаченный кредитной организации).

Операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету субсчета 67-3 «Расчеты с кредитными организациями по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

При возврате организацией–векселедержателем денежных средств, полученных от банка в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств из-за невыполнения в установленный срок векселедержателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 67-3 «Расчеты с кредитными организациями по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств» в корреспонденции с кредитом счета учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности.

Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов, дисконтированных векселей ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям, отдельным векселям и векселедателям и иным заимодавцам.

 

10.6 Учет подотчетных сумм

 

При невозможности произвести расчеты непосредственно из кассы или расчетного счета на предприятиях выдаются авансы наличными деньгами под отчет соответствующим должностным лицам, которые и осуществляют платежи.

На предприятиях издается приказ, в котором определяется круг лиц, которым выдаются из кассы наличные деньги подотчет.

Наличные деньги под отчет выдаются из касс предприятия. При отсутствии своей кассы разрешается выдавать кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на операционные и расходы, а также на административно-хозяйственные расходы.

Чаще всего выдаются авансы для служебных командировок. Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной работы.

Командировка оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта назначения, наименования предприятия, куда командируется работник, срока, цели и продолжительности командировки. Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем предприятия и скрепленное печатью срок командировки определяется руководителем предприятия. На расходы, связанные со служебными командировками, выдаются наличные деньги в пределах сумм, причитающихся командированными лицами на эти цели.

В настоящее время в Республики Беларусь действует Инструкция Министерства Финансов (О служебных командировках в пределах Республики Беларусь), № 143 от 23.10.2003 года.

В настоящей инструкции устанавливаются нормы возмещения сумм расходов, потраченные командируемыми работниками предприятий. В настоящее время норма суточных – 10 000 рублей, а при возможности возврата работника из места командировки – 5 000 рублей, которые периодически пересматриваются. Работникам возмещается по предоставленным квитанциям стоимость проживания в гостиницах, по приложенным проездным билетам – стоимость проезда.

Надо учитывать что, работникам возмещается стоимость проезда в жестких, плацкартных и купированных вагонах. Проезд в вагонах типа (Спальный Вагон) возмещается с разрешения руководителя предприятия. Работнику возмещается стоимость переговоров по телефону только по служебным делам. На квитанции о переговорах делается отметка, что работник разговаривал с телефонным номером предприятия.

При поездке в командировку работника на личном автомобиле, ему возмещается стоимость потраченного бензина по установленным нормам.

Расходовать выданные под отчет суммы допускается лишь на цели, на которые они выданы. Передача подотчетных сумм одними лицами другому запрещается.

Во всех организациях ведется книга регистрации лиц, отбывающих и прибывающих в командировки.

Данный журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса и другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день прибытия транспортного средства в место постоянной работы. На работников. находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени тех предприятий и организаций, в которые они командированы.

В течение 3 дней после возвращения из командировки работник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет о расходах, понесенных в командировке.

В авансовом отчете указывается: сумма полученных денежных средств на командировочные расходы, сумма израсходованных денежных средств. К авансовому счету прикладываются следующие документы: счета на проживание в гостинице (если в гостинице в стоимость проживания входит завтрак, стоимость данного завтрака, оплачивается командированному работнику по решению руководителя предприятия), проездные билеты за проезд железнодорожным, автобусным и иным транспортом. В данном авансовом отчете проставляется также сумма возмещения суточных расходов.

После сдачи авансового отчета бухгалтер, ведущий данный участок работы, должен проверить сданный авансовый отчет. Если после проверки авансового отчета сумма израсходованных денежных средств, превышает сумму полученного аванса на командировочные расходы, предприятие возмещает данную сумму работнику. Если сумма израсходованных денежных средств, меньше суммы полученного аванса, работник возмещает данную сумму в кассу предприятия.

В некоторых случаях, работник предприятия отзывается из командировки по служебным вопросам, а затем возвращается к месту командировки, ему возмещается, по решению руководителя предприятия, стоимость израсходованных денежных средств, потраченных на приобретение проездных билетов.

В исключительных случаях. при отсутствии транспортного сообщения, производится оплата за проезд без предоставления проездных документов с разрешения руководителя организации по жесткой стоимости проезда в транспорте.

Расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещаются командированному работнику без предоставления подтверждающих документов, т.е. по его отчету.

Порядок командирования, условия труда за границей и возмещение командировочных расходов определяются Положением (Об условиях труда работников Республики Беларусь за границей), утвержденные Министерством труда по согласованию с Министерством финансов. № 7 от 30.01.2001 года.

Порядок возмещения этих командировочных расходов несколько отличается от вышеприведенных: одни покрываются иностранной валютой, другие – валютой Республики Беларусь.

Оплата расходов по найму жилого помещения в валюте и проезда производится на основании подтверждающих документов. При проезде по территории республики суточные выплачиваются по нормам для оплаты командировок в пределах республики. При проезде и за время пребывания на иностранной территории – в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую направлен работник в командировку.

День пересечения границы при выезде из Республики Беларусь включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а день пересечения границы при возвращении в республику – в дни, за которые суточные выплачиваются в денежных единицах республики по нормам, установленным для командировок в пределах Республики Беларусь.

В тех случаях, когда работники за границей обеспечиваются питанием и иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны – суточные не выплачиваются. Если командировочные обеспечиваются только разовым питанием, то суточные выплачиваются в размере 70 %, а если двухразовым – 30 % от нормы.

Бухгалтер, принимающий авансовые отчеты, в первую очередь проверяет отметки о прибытии и выбытии командированного работника в пункты назначения. Авансовые отчеты, в которых отсутствуют отметки о прибытии и выбытии из пунктов назначения, бухгалтером не принимаются. Данные авансовые отчеты должны быть оформлены конкретными работниками надлежащим образом, а затем сдаются в бухгалтерию

Работники, не отчитавшиеся в установленные сроки за полученные денежные средства на командировочные расходы считаются лицами, не возместившими предприятию полученные суммы. В учете это отражается следующей проводкой:

1. Выдано подотчет подотчетному лицу денежные средства на командировочные цели: Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит счета 50 «Касса»

2. Подотчетное лицо не отчиталось за ранее полученные денежные средства на командировку: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

3. Сумма, за которую подотчетное лицо не отчиталось по командировке, относится на счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» для дальнейшего удержания из заработной платы: Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Суммы, за которые работники не отчитались перед бухгалтерией, плюсуются к сумме заработной платы и облагаются подоходным налогом.

За суммы полученных денежных средств на хозяйственные нужды ответственные работники отчитываются также, как за суммы полученные на командировочные цели

При приеме авансовых отчетов за израсходованные денежные средства по покупке ценностей на хозяйственные цели, бухгалтер в первую очередь просматривает приложенные товарные чеки по приобретенным ценностям. Не допускается прием авансовых отчетов к которым приложены товарные чеки, в которых не расписаны купленные хозяйственные товары.

На выданные суммы в подотчет на основании расходного кассового ордера составляется бухгалтерская запись:

Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т счета 50 (Касса), ж/о 1.

Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т счета 51 «Расчетный счет»

Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т счета 52 «Валютный счет»

Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т счета 55 «Специальные счета в банках».

На израсходованные суммы согласно авансовым отчетам составляются проводки:

Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы» – на расходы, связанные производством продукции, обслуживанием производства.

Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы» – на суммы расходов на командировочные и другие общехозяйственные расходы.

Д-т счета 10 (Материалы) – стоимость приобретенных через подотчетных лиц материальных ценностей, а так же расходы, связанные с их приобретением.

Д-т счета 97 «Расходы будущих периодов» – на суммы расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащих включению в затраты производства в будущем.

Д-т счета 44 «Расходы на реализацию», субсчет 1 «Коммерческие расходы», – на суммы расходов по командировкам работников сопровождающих отгруженную продукцию.

Д-т счета 51 «Расчетный счет» - на сданную выручку подотчетными лицами за реализованную продукцию на рынке.

Д-т счета 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы» - на стоимость приобретенных марок, талонов, авиабилетов и т.д. через подотчетных лиц.

Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы, удержанные из зарплаты остатка невозвращенных подотчетных сумм.

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы, невозвращенного остатка аванса, а также суммы подлежащие удержанию по исполнительным листам.

 

Суммы произведенных расходов, превышающие установленные нормы, в соответствии с действующим законодательством подлежат возмещению за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На них составляется проводка:

Д-т счета 99 «Прибыли и убытки»

К-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», ж/о 7.

Оставшиеся неиспользованные суммы и суммы, за которые подотчетное лицо не смогло отчитаться, должны быть внесены в кассу. При этом делается проводка:

Д-т счета 50 «Касса»

К-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», ж/о 7.

Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

К-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», ж/о 7.

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т счета 94 «Недостачи и потери ценностей от порчи ценностей»

Д-т счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т счета 94 «Недостачи и потери от потери ценностей»

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно – пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в журнале – ордере 7, в котором сосредоточен синтетический и аналитический учет. Ведется он линейно-позиционным способом.

На одной строке записывается фамилия, имя, и отчество подотчетного лица, сумма выданного аванса и сумма расходов по утвержденному отчету в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Суммы остатков, числящихся за подотчетными лицами, берутся из журнала-ордера за прошлый месяц, суммы выданных авансов записывается по документам, отраженным в журнале-ордере 1. Сумма сданных в кассу остатков неизрасходованных авансов записываются на основании приходных кассовых документов, отраженных в ведомости 1 по дебету счета 50 «Касса», а записи по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на основании авансовых отчетов.

При компьютерной обработке командировочных отчетов по 71 счету по нему составляется программная машинограмма.

 

10.7 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

 

Кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами в организациях могут быть прочие расчеты с персоналом – за брак продукции, за товары проданные в кредит, по предоставленным займам своим работникам, за недостачу товарно-материальных ценностей, прочие.

Учет таких расчетов ведется на специальном активном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Согласно Типового плана счетов, принятого для внедрения в практику организации бухгалтерского учета с 1.01.2004 г. в Республике Беларусь к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты следующие субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным займам»

73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и другие.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам, например, на индивидуальное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством, обучение студентов и др.

По дебету субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции с кредитом счетов 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет».

На сумму поступивших платежей от работников в уплату займа дебетуются счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредитуется счет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» в зависимости от порядка платежа.

По субсчету 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака продукции, а также по возмещению других видов ущерба.

Размер причиненного работниками ущерба определяют по данным бухгалтерского учета на основании балансовой стоимости или себестоимости недостающих ценностей. При хищении, недостаче, умышленной порче (уничтожении) размер причиненного ущерба определяют исходя из рыночных цен.

Суммы, подлежащие взысканию с работников организации списываются с кредита счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в дебет счетов 94 «Недостачи от потери порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов», 28 «Брак в производстве» и др.

Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в дебет счетов 70 Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму удержаний из заработной платы или 91 «Операционные доходы и расходы» – при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска. С суммы хищений по закону о подоходном налоге с физических лиц удерживается подоходный налог по дебету счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-4 «Налоги на доходы с физических лиц».

 

10.8 Учет расчетов с учредителями

 

Организации, созданные в виде акционерных обществ, участников полного товарищества, унитарные, кооперативы ведут расчеты по разным операциям на специальном счете 75 «Расчеты с учредителями».

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд»

75-2 «Расчеты по выплате доходов» и другие.

На субсчете 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный фонд.

При создании акционерных обществ по дебету счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный фонд» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.

Фактически внесенные вклады учредителей в виде денежных средств отражаются по дебету счетов 50 или 51 и кредиту счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд».

Взнос вкладов в виде материальных и иных активов отражается через 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом в учете могут быть следующие записи:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд»

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д.

В аналогичном порядке отражаются в бухгалтерском учете расчеты по вкладам в уставный фонд с учредителями (участниками) организаций других организационно-правовых форм. При этом записи по дебету счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» и кредиту счета 80 «Уставный фонд» производятся на всю величину уставного фонда, объявленную в учредительных документах.

Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность организации в счет вкладов в уставный капитал, осуществляется по договорной стоимости, а имущества, предоставленного в пользование организации, в оценке определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной на установленный учредительный срок.

Если акции акционерного общества реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разница между продажной и номинальной стоимостями учитывается по счету 83 «Добавочный капитал». При этом составляется запись, дебет счетов 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет» и кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» для учета расчетов с государственным или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления – при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества. Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный фонд.

На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. Начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 75-2 «Расчеты по выплате доходов». При этом начисление доходов от участия в организации работникам организации отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При начислении дивидендов с физических лиц удерживают налог на доход по нормативу, согласно действующего законодательства. Начисленные суммы налога отражаются по дебету счета 75-2 «Расчеты по выплате доходов» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68-4 «Налоги на доходы с физических лиц».

Суммы доходов начисленные участникам организации списываются с кредитов счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета» в дебет счетов 75-2 «Расчеты по выплате доходов» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате доходов продукцией, товарами, работами, услугами, ценными бумагами этой организации их списывают с кредита счета 90 «Реализация» или 91 «Операционные доходы и расходы» в дебет счета 75-2 «Расчеты по выплате доходов».

Субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов» применяется также для отражения расчетов по распределению прибыли, убытка и других финансовых результатов по договору простого товарищества. Учетные записи по этим операциям производятся в аналогичном порядке.

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

 

10.9 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

 

Организации кроме вышеперечисленных расчетов могут иметь разовые расчетные операции, как правило, не связанные с имущественными обязательствами. Расчеты по разовым операциям могут быть дебиторскими и кредиторскими. К ним могут относиться как расчеты со своими работниками организации, так и с внешними. К ним относятся расчеты с депонентами, за товары, проданные в кредит, по исполнительным документам, с учебными заведениями, по претензиям, по причитающимся дивидендам и другим доходам, транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками, по имущественному и личному страхованию, другими организациями за разовые услуги и работы.

Для учета таких операций предназначен активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Согласно действующего Типового плана счетов, к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие счета:

76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»

76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

76-3 «Расчеты по претензиям»

76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

76-5 «Расчеты по депонированным суммам»

76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» и другие.

На субсчете 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» учитываются расчеты по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов. При удержании сумм из заработной платы работников в пользу организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов. При удержании сумм из заработной платы работников в пользу третьих лиц, делается запись по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам». При перечислении указанных сумм дебетуется субсчет 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» и кредитуются счета учета денежных сумм 50, 51, 52.

На субсчете 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Начисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» в корреспонденции с дебетами счетов учета затрат на производство 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на реализацию» и других (в зависимости от источников страховых платежей). Перечисления сумм страховых платежей отражаются по дебету счета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и кредитам денежных средств 51, 52, 55.

В дебет субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» списываются также потери по страховым случаям – уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, с кредитов счетов учета производственных запасов, основных средств – 10 «Материалы», 01 «Основные средства» и т.п.

По дебету субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражается также сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции с кредитом счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученные от страховых организаций в соответствии с договорами страхования, отражаются по дебету счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета» и кредиту субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

На субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным или присужденным штрафам, пеням и неустойкам.

По дебету счета 76-3 «Расчеты по претензиям» отражаются, в частности, расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленному при проверке их счетов (кроме акцепта последних) несоответствие цен и тарифов, обусловленные договорами, а также при выявлении арифметических ошибок – в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или с кредитом счетов учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен или арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат – были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками) (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

к поставщикам материалов, товарам, организациям, перерабатывающих материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу – в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин – в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах признанных плательщиками или присужденных судом – в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат на производство (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит счета 20 «Основное производство», 28 «Брак в производстве»);

к кредитным организациям по суммам или ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организаций – в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит счета 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и другие);

по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (сумм предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются) в корреспонденции с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» (дебет счета 76-3 «Расчеты по претензиям» кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»).

Субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств (дебет 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета» кредит 76-3 «Расчеты по претензиям»). Суммы которые взысканию не подлежат относятся на те счета, с которыми были приняты на учет по дебету счета 76-3 «Расчеты по претензиям».

Аналитический учет по субсчету 76-3 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

На субсчете 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в т.ч. по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51 «Расчетный счет» и другие, и кредиту субсчета 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»).

На субсчете 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» учитываются расчеты с работниками организации по суммам начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

Депонированные суммы отражаются по кредиту субсчета 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм делается запись по дебету субсчета 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» и кредиту счетов учета денежных сумм (дебет 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» кредит 50 «Касса». 51 «Расчетный счет»).

На субсчете 76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» учитываются расчеты с работниками предприятия за товары, проданные им в кредит.

Предприятия на основании выданных этими работниками поручений-обязательств удерживают из их заработной платы суммы очередных платежей, дебетуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом субсчета 76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» (по лицевым счетам торговых организаций). По мере перечисления удержанных сумм торговой организации субсчет 76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств (дебет 76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» кредит 51 «Расчетный счет»).

Аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ведется по каждому дебитору и кредитору.

 

10.10 Учет расчетов по налогам и сборам

 

В процессе выполнения своей уставной деятельности организации производят с бюджетом различные расчеты по налогам и сборам. Перечень действующих налогов и сборов в Республике Беларусь установлен Налоговым кодексом.

Организации разных уровней подчиненности перечисляют бюджету (местному, областному, республиканскому) разные налоги и сборы. Основными из них являются: налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг; налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода); налоги на доходы физических лиц; прочие налоги, сборы и отчисления.

Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета, расчеты по налогам и сборам организации ведут на пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». На этом счете обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов регулируется законодательными и другими нормативными и правовыми актами.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции»

68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»

68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»

68-4 «Налоги на доходы физических лиц»

68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

На субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции» учитываются расчеты по чрезвычайному налогу и обязательным отчислениям в государственный фонд содействия занятости (единым платежом), земельному налогу (платежам за землю), налогу за пользование природными ресурсами и по другим налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг. При этом рассчитанные налоги относятся в себестоимость продукции по-разному: Дебеты счетов 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44 и кредиту субсчета 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции».

На субсчете 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» учитываются расчеты по налогу на продажу товаров в розничной торговой сети, налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу с продаж автомобильного топлива и другим налогам, связанных с реализацией продукции (поддержку сельского хозяйства, продовольствия и т.д.). При этом рассчитанные налоги относятся в дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг».

На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и другим налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации. Налоги, уплачиваемые за счет прибыли и дохода относятся по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)».

На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу с физических лиц. В учете делается следующая корреспонденция счетов: Дебет 70, 75 кредит 68-4 «Налоги на доходы физических лиц».

На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностранных физических лиц, на приобретение автотранспортных средств, на рекламу и другим налогам и сборам, вводимых местными Советами депутатов на территориях своих административно-территориальных единиц. При этом дебетуются счета учета расчетов (60, 76 и др.) и кредитуется субсчет 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

Кроме того на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» (дебет 99 «Прибыли и убытки» кредит 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления») отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы фактически перечисленные в бюджет (дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит 51, 52), а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные с кредита счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (дебет 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» кредит 18-3).

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей.

 

 

10.11 Учет расчетов по претензиям

 

В производственно-хозяйственной деятельности между предприятиями возникают расчетные взаимоотношения в результате предъявления одной из сторон претензий к другой в виде штрафов, пени, неустоек, а также ошибочного списания или зачисления сумм на расчетный и другие счета.

Для учета данного вида расчетов предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям».

На субсчете 76/3 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям.

По дебету этого счета отражаются суммы, списанные или израсходованные предприятием, но подлежащие возмещению в корреспонденции с кредитом следующих счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы недостач товароматериальных ценностей, выявленных при приеме грузов, завышения цен, ошибок в счетах после акцепта платежных документов.

26 «Общехозяйственные расходы» - на суммы по претензиям за простои по вине поставщиков в размерах, признанных плательщиками или присужденных Высшим хозяйственным судом.

28 «Брак в производстве» - на суммы по претензиям за брак, по вине поставщиков и подрядчиков размерах, признанных плательщиками или присужденные Высшим хозяйственным судом.

51 «Расчетный счет» - по претензиям к учреждениям банка по суммам, ошибочно списанным с расчетного счета.

92 «Внереализационные доходы и расходы» - на суммы штрафов, пени, неустоек признанных должниками или присужденных хозяйственным судом.

41 «Товары» - на суммы предъявленных претензий поставщикам, подрядчикам или транспортным организациям по количеству, качеству поступивших товаров и тары, а также за завышение цен после оприходования товаров

44 «Расходы на реализацию», субсчет 2 «Издержки обращения» - на суммы признанных претензий по заготовлению, переработке сельскохозяйственной продукции. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» - на сумму предъявленных претензии, банкам, ошибочно списанных (перечисленных) по счетам предприятия.

Кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям» на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Если выясняется впоследствии, что какие-то суммы взысканию не подлежат, они относятся, как правило, на те счета, с которого были приняты на учет по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям».

Дебетуется счет 76/3 «Расчеты по претензиям»:

Дебет счета 10 «Материалы», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - на суммы поступивших ценностей в счет удовлетворения претензий.

Дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производство», 26 «Общехозяйственные расходы» - при списании ранее предъявленных претензий, не подлежащих взысканию.

Дебет счета 41 «Товары» - на суммы поступивших товаров, в возмещение претензий.

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму потерь, ранее предъявленных к взысканию поставщикам и транспортным организациям и отнесенных на счет 76/3, по которым арбитражем отказано в иске.

Синтетический учет этих расчетов ведется в журнале-ордере 8, а аналитический - в ведомости 7 по каждому дебитору и отдельным претензиям.

 

 

10.12 Учет внутрихозяйственных расчетов

 

Расчеты организаций со своими филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными его подразделениями, выделенными на отдельные балансы, включаемые в его общий баланс, называются внутрихозяйственными или внутрибалансовыми расчетами. Наиболее часто такие расчеты ведутся: по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов, по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п. Для учета данного вида расчетов используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

К нему могут быть открыты субсчета:

79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»

79-2 «Расчеты по текущим операциям»

79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» и другие.

На субсчете 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается организацией со счета 01 «Основные средства» и другим в дебет счета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Имущество, выделенное организацией указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями и отражается проводкой:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу».

На субсчете 79-2 «Расчеты по текущим операциям» учитывается состояние всех прочих расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

На субсчете 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» учитывается состояние расчетов, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом. Этот субсчет используется для учета расчетов учредителя управления, доверительного управляющего, а также расчетов по имуществу, переданному в доверительное управление, учитываемому на отдельном балансе.

Имущество, переданное в доверительное управление списывается учредителем управления со счетов: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения» и других в дебет счета 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» (одновременно на сумму начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»). Принятое доверительным управляющим на отдельный баланс имущество отражается по дебету счетов 01, 04, 58 и других и кредиту счета 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» (одновременно на сумму начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»).

При прекращении договора доверительного управления имуществом и возврате имущества учредителю управления делаются обратные записи. Если договором доверительного управления имуществом предусмотрены иные операции с имуществом, переданным в доверительное управление, то учет этих операций ведется в общем порядке.

Перечисление денежных средств в счет причитающейся учредителю управления прибыли (дохода) отражается в отдельном балансе по кредиту счетов учета денежных средств и дебету счета 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом». Денежные средства, полученные учредителем управления в счет этой прибыли (дохода) приходуются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»).

Учредителем управления, причитающиеся от доверительного управляющего суммы возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, переданного в доверительное управление, а также упущенной выгоды, отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Операционные доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы и расходы». При получении учредителем управления этих средств дебетуются счета учета денежных средств, и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В балансе организации внутрихозяйственные расчеты не отражаются.

Аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчетов по договорам доверительного управления имуществом – по каждому договору.

 

10.13 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

 

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 31.01.1995г. №3563-ХII.

Средства государственного социального страхования состоят, в основном, из обязательных взносов нанимателей и работающих граждан в государственные страховые фонды.

Согласно Положению об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения, утвержденному Указом Президента РБ от 05.06.2000 №318 с изменениями и дополнениями, все юридические лица производят отчисления в Фонд со всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных за истекший месяц в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (кроме выплат, предусмотренных законодательством). Они включаются в соответствующие статьи расходов пропорционально начисленной заработной плате.

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца (пенсионное страхование) и на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождении ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставление одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи составляют:

для работодателей - 35 процентов;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 30 процентов;

для коллегии адвокатов - 10 процентов;

для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - 36 процентов;

для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, - 7 процентов.

Уплата обязательных страховых взносов в Фонд в вышеуказанных размерах, производится плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.

Размер уплаченных обязательных страховых взносов на каждого работника организации не может быть менее суммы обязательных страховых взносов, исчисленной из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемый в установленном порядке. Он устанавливается Правительством один раз в квартал в ценах последнего месяца квартала. Уплата взносов производится не реже двух раз в месяц: в дни выплаты зарплаты за первую и вторую половину месяца. В случаях осуществления выплат работникам наличными деньгами (из выручки от реализации продукции, оборотных денежных средств в кассе или иных наличных средств в т.ч. и в натуральной форме) взносы уплачиваются в согласованные с обслуживающим банком дни выплат за первую и вторую половину месяца.

От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд освобождаются:

общественные объединения инвалидов и пенсионеров, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель), а также пенсионеры составляют не менее 80 процентов;

организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов и пенсионеров, если численность инвалидов среди работающих граждан составляет не менее 50 процентов, а их доля в общей сумме выплат, включая вознаграждения по гражданско – правовым договорам, составляет не менее 25 процентов,

общественные объединения инвалидов и пенсионеров, а также организации, имущество которых находится в собственности таких объединений, в части выплат, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами;

члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

Окончательный расчет по платежам в Фонд социальной защиты населения за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты за вторую половину месяца.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К нему могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; и др.

Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т сч.20 «Основное производство», Д-т сч.23 «Вспомогательные производства», Д-т сч.25 «Общепроизводственные расходы», Д-т сч.26 «Общехозяйственные расходы», Д-т сч.28 «Брак в производстве», Д-т сч.29 «Обслуживающие производства и хозяйства», Д-т сч.44 «Расходы на реализацию» и др.) и Д-том счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции с Д-том счета 99 «Прибыли и убытки» или Д-том счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами), отражается начисленная сумма пени за несвоевременный взнос платежей.

По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей на социальное страхование и пенсионное обеспечение в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет».

Отчисления в Фонд социальной защиты населения начисляются на все виды выплат, кроме:

1. Выходного пособия при прекращении трудового договора, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и др.;

2. Государственных пособий;

3. Сумм, выплачиваемых в соответствии с законодательством РБ в возмещение вреда, причиненного работникам увечья, профессионального заболевания либо иным повреждением здоровья, с выполнением ими своих трудовых обязанностей;

4. Сумм, выплачиваемых в соответствии с законодательством РБ для оплаты предоставляемых работникам жилых помещений, коммунальных услуг, топлива, или соответствующего денежного возмещения;

5. Сумм, выплачиваемых в возмещение расходов, а также компенсаций, выплачиваемых работникам в пределах норм, установленных законодательством РБ;

6. Выплат в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям работников в соответствии с законодательством РБ;

7. Стоимости выдаваемых в соответствии с нормами специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока и др. равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания;

8. Стоимости наград в денежном или натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, областных, республиканских соревнованиях, смотрах, конкурсах и др. аналогичных соревнованиях;

9. Единовременных выплат (стоимости подарков) в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 и т.д. лет);

10. Единовременных выплат (стоимости подарков) работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию;

11. Сумм средств, выдаваемых работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели;

12. Материальной помощи, оказываемой в соответствии с действующим законодательством РБ, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и управления;

13. Материальной помощи, оказываемой работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечья, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка, а также работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

14. Стоимости приобретенных за счет средств нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения, бесплатно выдаваемых работникам билетов на детские представления и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года;

15. Доходов по акциям и др. доходов, получаемых от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивидендов, процентов);

16. Сумм страховых платежей (взносов), уплачиваемых нанимателем в соответствии с законодательством РБ в пользу отдельных категорий работников по договорам обязательного государственного личного страхования;

17. Сумм страховых платежей (взносов) по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий;

18. Стоимости форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РБ;

19. Заработной платы, начисленной за работу в день проведения республиканского субботника;

20. Сумм, выплачиваемых физическим лицам за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата.

Средства фонда используются самим предприятием для оплаты пособий по временной нетрудоспособности – за время болезни, по беременности и после родов и т. д. с отражением по Д-ту сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и К-ту счетов 50 «Касса» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Согласно Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденному Постановлением совета Министров РБ от 30.09.1997 №1290 пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые шесть календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) нетрудоспособности независимо от имеющегося у работника трудового стажа.

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднедневного заработка за два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность.

В заработок для исчисления пособия включаются выплаты, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы на государственное социальное страхование.

Выплаты, подлежащие учету при исчислении пособия, включаются в заработок месяца, за который они начислены. Премии учитываются в заработке того месяца, в котором они выплачены в соответствии с расчетной ведомостью (лицевым счетом).

Для исчисления пособия среднедневной (среднечасовой) заработок рассчитывается путем деления заработка, определенного выше, на число всех рабочих дней (часов), на которые делится заработок. В число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются дни (часы) временной нетрудоспособности, очередного и дополнительного отпусков без сохранения заработной платы, периодов приостановки работы не по вине работника без сохранения или с сохранением части заработка, а также дни (часы) освобождения от работы в других случаях.

Исходя из среднедневного (среднечасового) заработка и в зависимости от размера назначенного пособия в процентах к заработку исчисляется дневное (часовое) пособие. Общая сумма пособия определяется умножением дневного (часового) пособия на число рабочих дней (часов), пропущенных вследствие нетрудоспособности.

Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать по каждому месту работы сумму трех среднемесячных заработных плат рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем месяцу начала нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом в совокупности с основной и дополнительной заработной платой работника.

 


УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

 

11.1 Классификация финансовых результатов.

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия получают финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком и определяются как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов.

В соответствии с Инструкциями по бухгалтерскому учету «Доходы организации», и «Расходы организации» утвержденными Постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь 26.12.2003г. №181 и№182 доходами организации признается экономическая выгода т.е. возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:

1) доходы от видов деятельности;

2) операционные;

3) внереализационные.

Доходами от видов деятельности, указанных в уставе организации являются выручка от реализации товаров, продукции, работ, и оказания услуг.

К операционным доходам относятся:

· доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;

· доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации (когда это не является предметом деятельности организации);

· доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· доходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций, а также доходы по ценным бумагам;

· доходы по операциям с тарой и другие.

К внереализационным доходам относятся доходы непосредственно не связанные с производственной деятельностью, а именно:

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· стоимость безвозмездно полученных активов;

· излишнее имущество по результатам инвентаризаций;

· поступления в возмещения причиненных органи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: