Учет расчетов по договору мены и при взаимозачетах

На основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129 – ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые выполняют функции первичных учетных и на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Расчеты по товарообменным операциям оформляются договором мены, который не предусматривает оплату денежными средствами.

В обязательном порядке в договоре мены товаров должны быть указаны следующие моменты:

- место составления, дата, наименование сторон, фамилии полномочных лиц и основание;

- предмет договора;

- основные условия договора на переданные товары;

- гарантии исполнения договора и основания для его прекращения;

- срок действия договора и заключительные условия;

- юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

Для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить:

– выручку от реализации товара по договору мены;

– стоимость полученного по договору имущества;

– величину оплаты по договору мены.

Подробно рассмотрим каждый из этих моментов.

Выручка от реализации товара по договору мены определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99. Согласно бухгалтерскому стандарту, выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости вновь полученных товаров. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие или аналогичные товары.

Выручка от реализации имущества по договору мены в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 62 Кредит 90 субсчёт "Выручка" – отражена выручка от реализации имущества, определенная исходя из стоимости ценностей, полученных в обмен.

На практике нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда стоимость ценностей, полученных по договору мены, невозможно установить (например, если предприятие впервые приобретает данное имущество). В этом случае ПБУ 9/99 допускает определение выручки исходя из стоимости имущества, переданного по договору мены, по ценам его обычной реализации.

Рассмотрим, как рассчитывается себестоимость имущества, полученного по договору мены. В соответствии с п. 10 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация продает аналогичные товары. В том же порядке определяется и стоимость основных средств, полученных по договору мены – п. 11 ПБУ 6/01"Учет основных средств" и нематериальных активов в п. 11 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов. Если предприятие не может определить себестоимость ценностей, полученных по договору мены, исходя из стоимости переданного имущества, то стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000) допускают ее исчисление исходя из стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные ценности.

НДС, уплаченный по имуществу, полученному в рамках договора мены, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет его оплаты, что содержится в п. 2 ст. 172 НК РФ.

Получение имущества по договору мены отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 08 (10) Кредит 60 – оприходовано имущество, приобретенное по договору мены;

Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по оприходованным ценностям, исчисленный исходя из балансовой стоимости переданного имущества.

Если НДС, учтенный по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", не превышает суммы НДС, исчисленной исходя из налоговой базы, применявшейся для начисления НДС с реализации. А также если он не превышает и суммы НДС, выделенной в счете-фактуре. То НДС на счете 19 может предъявляться к вычету из бюджета в полном размере. Для этого делается следующая проводка:

Дебет 68 субсчёт "Расчеты по НДС" Кредит 19 – НДС предъявлен к вычету из бюджета.

Право собственности на купленный по договору мены товар фирма получает в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по договору (ст. 570 ГК РФ). Если предприятие передало имущество контрагенту, но право собственности к нему еще не перешло, то фактическую себестоимость этих ценностей следует учесть на счете 45 "Товары отгруженные".

Дебет 45 Кредит 41 – учетная стоимость переданных ценностей до получения имущества от контрагента.

Покупатель, получивший имущественные ценности без приобретения права собственности на них, учитывает их в договорной оценке на за балансовом счёте 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". И только после окончательного расчета купленные ценности можно оприходовать на соответствующих балансовых счетах.

Величина оплаты по договору мены определяется в зависимости от условий договора. Когда речь идет о полностью равноценных материальных ценностях, подлежащих обмену, тогда, безусловно, счета 60 и 62 закрываются полностью. Если же обмену подлежат не равноценные товары, то тогда важен, определяемый в договоре, аспект о равноценности либо не равноценности совершаемой сделки.

В том случае, когда сделка признана не равноценной. Если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу денежными средствами. Один из счетов 60 или 62 закрывается не полностью, а оставшаяся задолженность покрывается оплатой денежными средствами.

Если сделка признана равноценной, то задолженность по какому-либо из счетов 60 или 62 закрывается на 91 "Прочие доходы и расходы".

Отражение операций по зачету взаимных требований в бухгалтерском учете предприятий рассматривается как способ осуществления расчетов между хозяйствующими субъектами, то есть отражается в учете подобно расчетным операциям. Именно поэтому взаимозачет достаточно часто рассматривают как чисто бухгалтерскую операцию и в его осуществлении основное участие принимают бухгалтерские службы предприятий.

Оптимальным способом проведения взаимозачета является проведение его путем оформления двустороннего соглашения, то есть по обоюдному согласию сторон с оформлением Акта зачета взаимных требований. В обязательном порядке в Акте зачета должны быть указаны стороны, участвующие в зачете, а также документы, служащие основанием для возникновения обязательств, а именно договор, счет, накладная, счет-фактура, платежное поручение. Следует указать дату проведения зачета сумму и первичные документы, по которым обязательства прекращаются путем зачета встречных требований. Для целей учета расчетов с бюджетом по НДС необходимо выполнение требования о выделении отдельной строкой суммы налога в первичных документах, оформляемых при проведении взаимозачётных операций (ст. 172 НК РФ). В этом случае при условии, что уплаченный поставщику НДС не превышает суммы НДС, исчисленной с реализации, покупатель сможет предъявить к вычету из бюджета уплаченную сумму НДС.

Рассмотрим учет зачета взаимных требований.

Реализация продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете следующим образом, на дату отгрузки контрагенту:

Дебет 62 Кредит 90 субсчёт "Выручка" – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90 субсчёт 3 Кредит 68 – начислен НДС по реализованной продукции;

Дебет 90 субсчёт 2 Кредит 43 – списана себестоимость реализованной продукции;

Дебет 90 субсчёт 9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от операции по реализации товаров.

Приобретение продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете отражается на дату получения от контрагента:

Дебет 10, (08, 41) Кредит 60 – отражена стоимость приобретенных ценностей;

Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным ценностям. Отражение частичной оплаты за продукцию и проведение взаимозачета в бухгалтерском учете отражается на дату проведения зачета:

Дебет 51 Кредит 62 – получена частичная оплата за реализованную продукцию по договору поставки;

Дебет 60 Кредит 51 – произведена частичная оплата за приобретенную продукцию по договору поставки;

Дебет 60 Кредит 62 – произведен зачет взаимных требований согласно акту зачета взаимных требований;

Дебет 68 Кредит 19 – предъявлен к вычету из бюджета НДС по услугам согласно акту зачета взаимных требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: