Государственное управление земельным фондом

План

1. Понятие и состав земельного фонда

2. Государственное управление земельным фондом

3. Государственный земельный кадастр

4. Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения


1. Понятие и состав земельного фонда

Все земли, которые находятся в пределах территории Украины, составляют|сдают| единый|единый| земельный фонд. В зависимости от целевого назначения единый|единый| земельный фонд делится на различные категории земель. Классификация земель в зависимости от их целевого назначения позволяет дифференцированно подходить к|до| правовому регулированию земельных отношений в рамках правового режима земельного фонда.

Целевое назначение земель - установленный правовой режим, условия и границы|граница| использования|употребления| земель для конкретных целей.

Землями сельскохозяйственного назначения (согласно ст. 22 Земельного Кодекса Украины) признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, или предназначенные для этих целей.

Данное определение выходит из основного целевого назначения данной категории земель, а именно – производство сельскохозяйственной продукции.

Кроме этого, Земельный кодекс детализирует|детализируется| понятие земель сельскохозяйственного назначения, включая в это понятие также и земли, которые предоставлены для сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, а также те – на которых|каких| размещена соответствующая производственная инфраструктура (составы|склад|, фермы и тому подобное).

Сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения|насадка|, сенокосы|сенокос|, пастбища), которые|какие| в соответствии с|соответственно| естественными|природными| свойствами, расположением и хозяйственными потребностями используются|, для посевов сельскохозяйственных культур и являются средством| производства в растениеводстве.

Несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные пути, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли, под хозяйственными зданиями и дворами, земли запаса и т.д.), которые являются только территориальным базисом, и необходимы для организации сельскохозяйственного производства и связанных с ним видов деятельности. В этом случае идет речь о площадях нерастениеводческого назначения, которые являются землями несельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:

а) гражданам - для личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, товарного сельскохозяйственного производства;

б) сельскохозяйственным предприятиям - для осуществления сельскохозяйственного производства;

в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам - для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта сельского хозяйства;

г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан - для ведения подсобного сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам.

Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов) - это земли, которые находятся в пределах городской, поселковой полосы и полосы сельского населенного пункта, а также земли, предоставленные в ведение населенных пунктов за пределами их границ. Эта категория земель является территориальной базой для застройки жилищными, коммунально-бытовыми, промышленными, транспортными и другими зданиями и сооружениями в целях удовлетворения жилищно-коммунальных, культурно-бытовых и других потребностей населения, которое проживает на этой территории.

Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности.

Земли природно-заповедного фонда - это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющие особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда.

В земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты (природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).

К землям иного природоохранного назначения относятся:


а) земельные участки водно-болотных угодий, которые не отнесены к землям лесного и водного фонда;
б) земельные участки, в пределах которых находятся природные объекты, имеющие особую научную ценность.

 

К землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.

К землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристских баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристских станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.

К землям историко-культурного назначения относятся земли, на которых расположены:

а) историко-культурные заповедники, музеи-заповедники, мемориальные парки, мемориальные (гражданские и военные) кладбища, могилы, исторические или мемориальные усадьбы, здания, сооружения и памятные места, связанные с историческими событиями;

б) городища, курганы, давние захоронения, памятные скульптуры и мегалиты, наскальные изображения, поля давних битв, остатки крепостей, военных лагерей, поселений и стоянок, участки исторического культурного слоя укреплений, производств, каналов, дорог;

в) архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, остатки старинной планировки и застройки городов и других населенных пунктов, постройки гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, садово-парковые комплексы, фоновая застройка.

Земли лесного фонда делятся на:

а) лесные: - покрытые лесной (древесной и кустарниковой) растительностью;

- не покрытые лесной растительностью, которые|какие| подлежат облесению|залесиванию| (пожарища, редколесье, пустыри и т.д.)

- занятые лесными путями, просеками, противопожарными разрывами;

б) нелесные:

- занятые сооружениями, связанными|повязал| с ведением лесного хозяйства, трассами линий электропередач, продуктопроводов| и подземными коммуникациями и т.д.;

- занятые сельскохозяйственными угодьями (пашня, многолетние насаждения|насадка|, сенокосы|сенокос|, пастбища, предоставленные для потребностей лесного хозяйства);

- занятые болотами и водоемами в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленных для потребностей лесного хозяйства.

 

Землями водного фонда признаются земли, занятые:

- морями, реками|речкой|, озерами, водохранилищами, другими водоемами, болотами, а также островами;

- прибрежными|прибережными| защитными полосами вдоль морей, рек|речки|, и вокруг водоемов;

- гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отведения|отводка| для них; береговыми полосами водных путей.

 

Землями запаса считаются все земли, не переданные в собственность или не предоставленные в постоянное пользование. К ним принадлежат также земли, право собственности или пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством.

Приведенные|наведенные| категории земель по своему целевому назначению, по своему внутреннему составу|складом| не однородны. Они включают в себя земли, которые используются для различных|различных| хозяйственно-экономических|экономичных| целей,|какие| определяющих особенности их правового режима в рамках общего правового режима соответствующей категории земель. Так, например, земли населенных|обитаемых| пунктов объединяют в своем составе|складе| земли застройки, земли общего пользования|использования|, рекреационные земли, земли сельскохозяйственного использования|употребления|, земли, занятые лесами, водоемами и другими объектами. Они имеют|обладают| определенные особенности режима использования|употребления| и охраны|охранения| с учетом правового режима всех категорий земель.

Структура земельного фонда не является статической. Под действием разных|различных| экономических|экономичных|, экологических|экологичных| и других факторов происходят изменения|смены| как в составе|складе| земельного фонда, так и внутри|средине| каждой категории.

Государственное управление земельным фондом

 

Необходимость государственного управления земельным фондом предопределена экономическим|экономичным| значением земли для жизнедеятельности общества и незаменимостью|несменяемостью| в сфере материального производства и других отраслях хозяйственной деятельности.

Содержание государственного управления земельным фондом заключается в обеспечении рационального использования и эффективной охране земель на основе проведения организационно-правовых и административно-управленческих мероприятий в сочетании со стимулирующими мерами экономического характера. Общее государственное управление осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах территории Украины, независимо от категории земель и субъектов, которые ими владеют.

К мерам государственного управления земельным фондомотносятся:

1) законодательное регулирование земельных отношений;

2) распоряжение землями общегосударственной собственности Украины;

3) установление порядка и средних ставок платы за использование|употребление| земли, предельных размеров арендной платы за землю;

4) организация и осуществление государственного контроля за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель и их мониторинг;

5) разработка и выполнение вместе с Республикой Крым, местными Советами государственных программ относительно|касательно| рационального использования|употребления| земель, повышения плодородия почв|грунта|, охраны|охранения| земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными|природоохранительными| мероприятиями;

6) установление основных требований к землеустройству и порядка ведения государственного земельного кадастра, организация их осуществления;

7) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений.

В соответствии с|соответственно| Земельным кодексом государственное управление в области использования|употребления| и охраны|охранения| земель осуществляют|свершают| Кабинет Министров Украины, Правительство Республики Крым, местные Советы и местная государственная администрация, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Министерство охраны|охранения| окружающей природной|природной| среды Украины и другие, специально уполномоченные на то государственные органы в соответствии с|соответственно| их компетенцией.

Осуществляя|свершает| деятельность по|касательно| управлению земельным фондом в пределах полномочий, предоставленных законом, органы общего государственного управления возлагают выполнение некоторых|некоих| функций на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной|жилой| политики, Министерство охраны|охранения| окружающей природной среды и ядерной безопасности, Министерство здравоохранения|здравоохранительный| и другие органы.

Центральным органом исполнительной власти специальной компетенции, которая осуществляет|свершает| функции управления земельными ресурсами всего земельного фонда страны|страна-участницы| независимо от ведомственной подчиненности субъектов земельного права, является Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины).

В соответствии с положением о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам на Госкомзем возложены функции по|касательно| реализации государственной политики в отрасли земельных отношений, содействию структурной перестройке экономики, формированию системы мер, по обеспечению экономической|экономичной| самостоятельности Украины.

Главными задачами Госкомзема Украины является:

- координация проведения земельной реформы, создание условий, для равноправного развития всех форм собственности на землю и ведения хозяйства;

- организация проведения работ, связанных|повязал| с разгосударствлением и приватизацией земель, содействие распаеванию земель в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, развитие крестьянских|селянских| (фермерских) хозяйств;

- осуществление государственного контроля за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель;

- разработка и реализация государственных и региональных программ рационального использования|употребления| и охраны|охранения| земель, возобновление|восстановления| плодородия почв, улучшение природной|природной| среды, определение механизма и этапов реализации этих программ;

- обеспечение ведения мониторинга земель и государственного земельного кадастра, проведение землеустройства.

К ведению местных Советов в отрасли регулирования земельных отношений на их территории относятся:

1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование|использование| в порядке, определенном законодательством;

2) регистрация права собственности, права пользования|использования| землей и договоров на аренду земли;

3) изъятие|изъятие| (выкуп) земель в соответствии с законодательством;

4) ведение земельно-кадастровой документации;

5) осуществление государственного контроля за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель, соблюдением земельного законодательства;

6) содействие созданию экологически|экологичный| чистой среды и улучшению природных|природных| ландшафтов;

7) согласование строительства землепользователями жилых, производственных, культурно-бытовых и других зданий и сооружений на земле, предоставленной им в пользование|использование| за пределами населенных|обитаемых| пунктов;

8) прекращение права собственности или пользования|использования| земельным участком или его частью;

9) организация землеустройства;

10) рассмотрение и утверждение проектов и схем землеустройства;

11) утверждение проектов внутрихозяйственного землеустройства и контроль за их осуществлением;

12) выдача заключений о предоставлении или изъятии|изъятии| земельных участков, которое|какое| осуществляется вышестоящим Советом;

13) решение земельных споров в пределах своей компетенции;

14) решение других вопросов в отрасли земельных отношений в пределах своей компетенции.

Деятельность по управлению земельным фондом раскрывается через|из-за| его функции. Виды и содержание функций управления земельным фондом определяются законодательством.

Основные функции государственного управления земельным фондом включают:

o ведение государственного земельного кадастра и учета земель;

o планирование использования|употребления| и охраны|охранения| земель;

o предоставление и изъятие земель;

o осуществление землеустройства;

o проведение государственного контроля за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель;

o решение земельных споров.

 

 

Важнейшей функцией государственного управления земельным фондом является контроль за правильным использованием|употребления| и охраной|охранением| земли всеми землепользователями. Задачи|задача| государственного контроля за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель заключаются в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований|востребования| земельного законодательства с целью эффективного использования|употребления| и охраны|охранения| земель.

Государственный контроль за использованием|употреблением| и охраной|охранением| земель осуществляется местными Советами, а также Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам, Министерством охраны|охранения| окружающей природной|природной| среды Украины и другими специально уполномоченными на то государственными органами.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством Украины. Система контроля за использованием и охраной земель включает у себя осуществление ведения мониторинга земель. В соответствии с Земельным кодексом Украины мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земельного фонда, в том числе за землями, расположенными в зонах радиоактивного загрязнения с целью своевременного выявления таких изменений, их оценки, отвлечения и ликвидации последствий негативных процессов.

Объектом мониторинга земель - является весь земельный фонд независимо от форм собственности на землю.

В зависимости от охваченных территорий осуществляется такой мониторинг земель:

- глобальный - связанный|повязал| с международными научно-техническими программами;

- национальный - охватывает|охватывающий| всю территорию Украины;

- региональный - на территориях, которые характеризуются единством физико-географических|, экологических|экологичных| и экономических|экономичных| условий;

- локальный - на территориях ниже регионального уровня,|до| территории отдельных земельных участков и элементарных структур ландшафтно- экологических|экологичных| комплексов.

Мониторинг земель состоит из систематических наблюдений за состоянием земель (съемки, обследования и изыскания), выявления изменений, а также оценки:

- состояния|стану| использования|употребления| угодий, полей, участков;

- процессов, связанных|повязал| с изменениями|сменой| плодородия грунтов (развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшения структуры почвы|грунта|, заболачивания|заболочивания| и засоления), зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми|трудными| металлами, радионуклидами и другими токсичными|токсическими| веществами;

- состояния|стану| береговых линий рек|речки|, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

- процессов, связанных|повязал| с образованием оврагов|яра|, сдвигов|смещения|, селевыми| потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

- состояния|стану| земель населенных|обитаемых| пунктов, территорий, занятых нефтегазодобывающими объектами, очистительными|очистными| сооружениями, навозохранилищами, составами горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянками автотранспорта, захоронением токсичных|токсических| промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также другими промышленными объектами.

Наблюдения за состоянием земель в зависимости от срока и периодичности их проведения подразделяются на:

- базовые (исходные данные, которые фиксируют состояние|стан| объекта наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

- периодические|периодичные| (через год и больше);

- оперативные (фиксируют текущие изменения|смену|).

Состояние|стан| земельного фонда оценивается путем анализа ряда последовательных наблюдений и сравнений полученных показателей. Информационное обеспечение мониторинга земель состоит из данных, которые|какие| имеют необходимую полноту для объективной оценки ситуации, ее моделирования и прогнозирования. Осуществление мониторинга земель обеспечивает Госкомзем при участии|с участием| Минприроды, Минсельхозпрода, Украинской академии аграрных наук, Национального космического агентства и других заинтересованных министерств и ведомств. Основой|основанием| технического обеспечения мониторинга является автоматизированная информационная система. Информация, полученная во время наблюдений за состоянием земельного фонда обобщается по районам, городам, областям, Республике Крым, а также по отдельным природным|природным| комплексам и передается в пункты сбора автоматизированной информационной системы областных, Киевского и Севастопольского городских управлений земельных ресурсов и Комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Крым.

По результатам|по результатам| оценки состояния|стана| земельного фонда составляются|состоят| докладные, прогнозы и рекомендации, которые подаются|дают||до| местным органам государственной исполнительной власти, органам местного самоуправления и Госкомзема, для принятия мер по|до| предотвращению и ликвидации последствий негативных процессов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: