Сегодня в Украине функционирует свыше 45 тыс. фермерских хозяйств. Однако эффективность использования|употребления| ими сельскохозяйственных угодий еще достаточно низкая. Занимая около|возле| 3,6 % этих угодий, они производят 0,8-0,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Как показали исследования УААН, такое состояние|стан| можно объяснить тем, что фермерским хозяйствам предоставлены худшие земли. Кроме того, фермеры вынуждены скрывать результаты своего труда в связи с несовершенной налоговой системой.
Размеры земельных участков фермеров увеличились с 22,6 га в 1995 г. до 26 гектаров в 1996 г. за счет дополнительно выделяемых участков из земель запаса и аренды земли.
В институте аграрной экономики разработана методика и определены оптимальные размеры фермерских хозяйств разных производственных направлений специализации. Они находятся в пределах 300-400 гектаров. Достичь таких размеров можно на основе кооперации и аренды земли, земельных долей (паев), что предусмотрено Законом Украины " О сельскохозяйственной кооперации", Земельным кодексом и Указом Президента Украины " Об аренде земли". Эти расчеты дают возможность сделать такие прогнозы, что за счет аренды фермерские хозяйства могут увеличить удельный вес землепользования с 2,6 до 10 %.
|
|
Наибольшим был, есть и останется общественный сектор производства|. В его пользовании|использовании| находится|перебывает| 87,4% сельскохозяйственных| угодий. Следовательно|итак|, от результатов реформирования хозяйств этого сектора преимущественно зависит успех развития сельскохозяйственного| производства в Украине.
Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения связан со словом «режим», что (франц|. regime| — управление) означает|означает| совокупность| правил, мероприятий, норм, для достижения любой|какой-нибудь| цели. Под правовым режимом понимают установленные законодательством порядок использования|употребления| объекта, допустимые пределы|граница| и способы распоряжения им. Правовой режим обеспечивается соответствующими мерами влияния| (поощрения|ободрения| и ответственности) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Анализ действующего земельного законодательства дает возможность прийти к выводу, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения распространяется|ширит| на земли этой категории| и определяется совокупностью правил их использования|употребления|, включения| в|до| гражданский оборот, охраной|охранению|, учетом, мониторингом, установленными действующим законодательством.
Непосредственным объектом правового режима является конкретный |земельный участок, независимо от его площади, который|какая| предоставлен и используется по целевому назначению.
|
|
Правовой режим разных|различных| участков земель сельскохозяйственного назначения неоднородный. Такая неоднородность предопределена: видами| земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими|экономичными| и экологическими|экологичными| свойствами; юридическим статусом субъектов, которые|какие| используют эти земли; другими объективными обстоятельствами. Поэтому обычно различают общий, особый и специальный правовые| режимы земель сельскохозяйственного назначения.
Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для потребностей сельского хозяйства. Основное целевое назначение этих земель – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач и связи, магистральных трубопроводов, а также для других потребностей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, согласно ст. 23 ЗК, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.
Особый правовой режим устанавливается законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой стоимостью выше средне районного уровня. К таким сельскохозяйственным угодьям относится пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища (ст. 22 ЗК). Правовой режим этих земель заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей.
Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. К таким землям, в соответствии со ст. 150 ЗК, принадлежат земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и др. Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных потребностей допускается только в исключительных случаях, а именно: для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередач и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Причем такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые, в свою очередь, должны предварительно согласовать его с Верховной Радой Украины.
Все земли, пригодные|годные| для сельскохозяйственного производства, имеют приоритетный режим использования |употребления|. Это значит|означает|, что:
- во-первых, они предоставляются, в первую очередь, для сельскохозяйственного использования (ст. 23 ЗК). Определение земель, пригодных для потребностей сельского хозяйства, осуществляется на основании данных государственного земельного кадастра;
- во-вторых, земельным законодательством установлены определенные ограничения на заключение договоров на земельные участки, предназначенными для сельскохозяйственных целей. Требования заключаются, прежде всего, в установлении земельным законодательством перечня видов земель сельскохозяйственного назначения, полностью изъятых из гражданского обращения, то есть тех, которые не могут быть объектами права частной собственности. К ним принадлежат, в частности, техногенно-загрязненные земли сельскохозяйственного назначения, на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), а также деградированные и малопроизводительные земли, которые изымаются из гражданского оборота (ст. ст. 170, 172 ЗК). Кроме того, относительно земель, которые находятся в частной собственности, земельное законодательство может устанавливать особые правила осуществления соглашений;
|
|
- в-третьих, хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения должно не только не ухудшать состояние земель в результате производственной деятельности, но и должно способствовать возобновлению и улучшению плодородия почв, их полезных свойств. В этой связи владельцы земельных участков и землепользователи должны выполнять меры по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вторичного засорения, высушивания, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов. Они обязаны также осуществлять рекультивацию земель, принимать меры по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли. Все организации, которые осуществляют деятельность, связанную с нарушением поверхностного слоя почв, должны осуществлять снятие, складирование, сохранение поверхностного слоя почвы и нанесение его на участок, с которого он был снят, или на другой земельный участок для повышения его производительности и других свойств;
- в-четвертых, при изъятии (выкупе) земель сельскохозяйственного назначения для потребностей, не связанных с сельскохозяйственным производством, при временном использовании сельскохозяйственных угодий для других целей, при ограничении использования или ухудшении качества сельскохозяйственных угодий и т.д. владельцам земли и землепользователям возмещаются убытки и потери сельскохозяйственного производства.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Граждане получают их для удовлетворения| своих личных потребностей в производстве продуктов питания|, для отдыха, досуга, удовлетворения других социальных, культурных|, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьянского|селянского| хозяйства, садоводства, огородничества|огородничества|, сенокошения и выпаса скота, осуществления товарного сельскохозяйственного производства|). Чтобы достичь указанных целей, граждане могут объединяться| в садоводческие|садовода| или огороднические некоммерческие объединения, которые|какие| могут создаваться в форме общества|товарищества|, потребительского кооператива.
|
|
Общий круг|окружность| прав и обязанностей|долга| субъектов сельскохозяйственного землепользования| определён ст.ст. 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса Украины, к которым|какие| |до|относятся:
— право самостоятельно хозяйствовать|хозяйствовать| на земле (п. «б»| ч. 1 ст. 90 и п. «а»| ч. 1 ст. 95 ЗК);
— ч. 1 ст. 90 ЗК предусмотрено право заключать договор залога с кредитным учреждением;
— право собственности на посевы и насаждения|насадку| сельскохозяйственных| и других культур, на выработанную продукцию (п. «в»| ч. 1 ст. 90 и п. «б»| ч. 1 ст. 95 ЗК);
— пункт «д»| ч. 1 ст. 90 и п. «г»| ч. 1 ЗК предусматривает право
строить| жилые дома, производственные и другие здания и сооружения.
— право использовать в установленном порядке для собственных потребностей имеющиеся на земельном участке в общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения|насадка|, водные объекты, а также другие полезные свойства земли (п. «г»| ч. 1 ст. 90 и п. «в»| ч. 1 ст. 95 ЗК);
— пунктом «г»| ч. 1 ст. 90 и п. «г»| ч. 1 ст. 95 ЗК установлено право на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом|.
Объем прав землепользователей зависит также от условий предоставления| земельного участка. Ряд прав землепользователей, в частности арендодателя и арендатора, предусмотрен специальным Законом «Об аренде земли» (ст.ст. 24, 25). Так, ч. 1 ст. 24 Закона арендодателю предоставляются следующие права: требовать от арендатора использования|употребления| земельного участка по целевому назначению согласно договора аренды, соблюдения экологической|экологичной| безопасности землепользования и сохранности|сохранности| плодородия почв|грунта|, соблюдения государственных стандартов|, норм и правил, в том числе местных правил застройки населенных|обитаемых| пунктов; соблюдение режима водоохранных зон, прибрежних| защитных полос, зон особого режима использования|употребления| земель и территорий, которые|какие| особо|в особенности| охраняются, своевременного внесения арендной платы.
Общий круг|окружность| обязанностей|долга| субъектов сельскохозяйственного землепользования| определен ст. ст. 91, 96 ЗК.
К|до| ним, в частности, принадлежат такие обязанности|долг|:
- обеспечивать использование|употребление| земли по целевому назначению;
- придерживаться требований|востребования| законодательства об охране|охранении| окружающей природной среды;
- своевременно платить|выплачивать| земельный налог или арендную плату;
- не нарушать|возбуждать| права владельцев|собственника| смежных земельных участков и землепользователей;
- повышать плодородие почв|грунта| и сохранять другие полезные свойства земли;
- своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии|стане| и использовании|употребления| земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
- придерживаться правил добрососедства и ограничений, связанных|повязал| с установлением земельных сервитутов|серветута| и охранных|охранных| зон;
- беречь| геодезические знаки, противоэрозийные сооружения, сети оросительных| и осушительных систем.