Патентование изобретений и других объектов промышленной собственности в зарубежных странах является непременным условием успешного продвижения на рынки товаров и услуг.
Одной из основных целей патентования за границей является обеспечение правовой охраны объектов промышленной собственности при поставке продукции на экспорт. Патентование необходимо, во-первых, для закрепления рынка за своими товарами и обеспечения беспрепятственной поставки в течение длительного срока, во-вторых, для предотвращения копирования новых технических решений и появления конкурентов и, в-третьих, для получения более высокой прибыли, учитывая большую ценность запатентованных решений. Особенно актуально патентование объектов промышленной собственности при поставках комплектного оборудования и передаче технической документации по контрактам с зарубежными фирмами, а также при выполнении программ международного научно-технического сотрудничества.
Другая основная цель патентования за границей - продажа лицензий иностранным фирмам на право использования созданных объектов промышленной собственности.
|
|
В условиях жесткой конкуренции наличие патента укрепляет позиции покупателя лицензии, дает ему возможность монопольно использовать конкретный объект промышленной собственности. Как показывает практика, патентование в странах, где имеются потенциальные покупатели лицензий, является непременным условием не только успешной их продажи, но и значительно более высокой цены (по некоторым данным, цепа патентной лицензии на 20-25 % выше беспатентной).
Патентование также необходимо осуществлять с целью защиты новых технических и художественно-конструкторских решений, используемых в изделиях, демонстрируемых на международных выставках и ярмарках. Участие в международных выставках и ярмарках позволяет, с одной стороны, продемонстрировать новейшие достижения в определенной области науки и техники, а с другой — выявить фирмы, проявляющие интерес к экспонатам, и начать коммерческие переговоры в отношении экспорта продукции или продажи лицензий.
В ряде случаев по принципиально новым областям науки и техники патентование объектов промышленной собственности осуществляется с целью защиты приоритета страны (организации), имея в виду перспективы коммерческой реализации в будущем.
При выборе страны патентования и процедуры получения патента следует учитывать действующую в стране систему выдачи патентов - явочная или проверочная (отсроченная).
Для выбора процедуры патентования и круга стран, в которых целесообразно получить патент, необходимо знание требований национальных законодательств стран патентования, международных и региональных соглашений по охране промышленной собственности, в которых они участвуют (правили оформления, подачи и рассмотрения заявки, действующей системы выдачи патента, поддержания его в силе, преимущества и недостатки вариантов испрашивания охранного документа, соотношение затрат на патентование по соответствующим процедурам).
|
|
При отборе объектов промышленной собственности для зарубежного патентования необходимо учитывать:
• значимость объекта промышленной собственности и его преимущества по сравнению с аналогичными решениями. Предлагаемый для патентования объект должен обеспечивать, как правило, более высокие технико-экономические показатели будущего изделия или технологического процесса по сравнению с известными;
• состояние и перспективы промышленного освоения, возможности демонстрации работоспособного образца или технологического процесса;
• наличие программы или плана мероприятий по реализации объекта на внешнем рынке;
• результаты рекламно-коммерческой проработки и заинтересованность зарубежных потребителей;
• возможность контроля за использованием предлагаемого» патентованию объекта;
• варианты процедуры патентования и предполагаемые расходы по патентованию.
Традиционная процедура патентования осуществляется в странах, где имеется перспектива продажи лицензий или экспорта продукции, в соответствии с национальным законодательством. Эта процедура наиболее выгодна при ограниченном числе стран патентования. При традиционной процедуре патентования важно полностью использовать возможности подачи заявок с испрашиванием конвенционного приоритета.
При заинтересованности заявителя в патентовании изобретений в странах, участвующих в региональных патентных конвенциях, целесообразнее использовать соответствующий региональный механизм.
В случае, если патентование необходимо осуществлять в нескольких странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заявители могут воспользоваться Европейской патентной конвенцией. Конвенция предусматривает выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством, находящимся в Мюнхене (ФРГ), на основе унифицированных для этой цели правил. Конвенция была подписанав 1973 г. В соответствии с конвенцией создана Европейская патентная организация, членами которой по состоянию на 1 января 2006 г. является 31 государство: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Европейская патентная конвенция предусматривает подачу одной заявки на одном языке в Европейское патентное ведомство (ЕПВ). Официальными языками ЕПВ являются английский, немецкий и французский. Заявки на европейский патент подаются на одном из этих языков. Экспертиза заявок проводится в одном ведомстве. Европейское патентное ведомство обеспечивает высокое качество экспертизы заявок, что позволяет обеспечить патентообладателям большую правовую стабильность по сравнению с национальными патентами. Однако осуществление прав, предоставляемых европейским патентом, регламентируется патентными законами тех стран, которые указаны в патенте.
Процедура патентования состоит из следующих этапов: подача заявки, предварительная экспертиза по формальным требованиям, проведение международного поиска, публикация заявки и отчета о поиске, экспертиза по существу, принятие решения о выдаче патента либо об отклонении заявки.
|
|
Динамика роста подачи заявок в Европейское патентное ведомство свидетельствует о заинтересованности заявителей в получении европейского патента. Количество поданных заявок в 2004 г. составило 178 500.
В то же время решение о выдаче европейского патента еще не означает его полноценного действия в европейских странах. Только после переводов описания к патенту и направления в национальные патентные ведомства, осуществления национальной регистрации и публикации обеспечивается полноценная правовая охрана изобретения на основе европейского патента.
При необходимости патентования изобретения в странах СНГ целесообразно воспользоваться Евразийской патентной конвенцией. Конвенция была подписана 9 сентября 1994 г. и вступила в силу в августе 1995 г. Конвенцию ратифицировали девять государств: Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения и Республика Молдова.
Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию, исполнительным органом которой является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).
Подача евразийской заявки осуществляется на русском языке через национальный патентный орган, который проводит проверку соблюдения формальных требований к заявке. В случае испрашивания конвенционного приоритета в ЕАПВ подается заверенная копия приоритетной заявки. Не позднее шести месяцев с даты публикации отчета о поиске подается ходатайство о проведении экспертизы евразийской заявки. Публикация евразийской заявки осуществляется по истечении 18 месяцев с даты приоритета. Публикуется также отчет о поиске. После проведения экспертизы по существу, при ее положительном решении, выдается евразийский патент, который действует на территориях всех стран — членов конвенции или же тех стран, которые указаны заявителем.
Если заявитель желает обеспечить охрану изобретения, например, в странах Европы, США, Японии и других, лучше воспользоваться преимуществами, которые предоставляет Договор о патентной кооперации (РСТ - Patent Cooperation Treaty). Для Республики Беларусь договор действует с 1991 г., всего в договоре участвуют 128 государств. Договор предусматривает возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство (Национальный центр интеллектуальной собственности) международной заявки. Центр как получающее ведомство один экземпляр международной заявки оставляет в своем фонде, один экземпляр пересылает в Международное бюро ВОИС и один экземпляр - в Международный поисковый орган (как правило, это Москва, Роспатент или Мюнхен, ЕПВ).
|
|
Договор о патентной кооперации обеспечивает необходимую рационализацию и сотрудничество при подаче и обработке патентных заявок и распространении содержащейся в них технической информации. Основная цель РСТ заключается в том, чтобы в интересах как пользователей патентных систем, так и патентных ведомств сделать более простой, эффективной и рентабельной работу с патентными заявками при испрашивании охраны в нескольких странах за счет сокращения дублирования усилий, имеющих место при подаче и обработке заявок отдельно в каждой стране.
На базе РСТ создана международная система, позволяющая подать одну-единственную международную патентную заявку с указанием стран, в которых испрашивается патент. В рамках системы, в частности, осуществляется: формальная экспертиза международных заявок получающими ведомствами; международный поиск, отчет о котором предоставляется заявителю и публикуется по истечении 18 месяцев с даты приоритета; централизованная публикация международных заявок вместе с относящимися к ним отчетами о международном поиске, а также рассылка соответствующих материалов в указанные ведомства; факультативная международная предварительная экспертиза, проводимая не позднее 19 месяцев с даты приоритета, заключение которой по вопросу соответствия заявленного изобретения основным принятым международным критериям патентоспособности рассылается заявителю и соответствующим указанным ведомствам. Решение вопроса о выдаче патентов остается в компетенции национальных и региональных ведомств, которые могут использовать для этих целей отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы, осуществить переход международной заявки на национальную фазу. Действия, связанные с переходом международной заявки на национальную фазу, необходимо совершить до истечения 30 месяцев с даты приоритета.
Если результаты международного поиска неблагоприятны, заявитель может отозвать международную заявку при решении вопроса о переводе на национальную фазу и таким образом сэкономить на расходах по оплате переводов и процедур, осуществляемых национальными ведомствами.
В соответствии с законодательством заявители Республики Беларусь до подачи заявки в зарубежные страны обязаны подать заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности и сообщить о намерениях запатентовать тот или иной объект промышленной собственности.
Государство может оказать финансовую поддержку заявителям Республики Беларусь при патентовании объектов промышленной собственности за рубежом. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 403 «О мерах по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности» создана комиссия, в состав которой входят руководители и ведущие специалисты министерств, других республиканских органов государственного управления и организаций. Одной из задач комиссии является рассмотрение предложений о целесообразности, приоритетности и финансовой поддержке патентования за рубежом объектов промышленной собственности, созданных с использованием средств республиканского бюджета.
Патентующая организация или физическое лицо (заявитель) представляет для рассмотрения комиссии обоснование целесообразности патентования, в котором как минимум указываются:
• технические и экономические преимущества объекта промышленной собственности по сравнению с известными за рубежом решениями;
• сведения о готовности к использованию предлагаемого для патентования объекта промышленной собственности;
• цели и страны патентования с указанием процедуры и стоимости патентования.
Государственная поддержка зарубежного патентования объектов промышленной собственности, созданных белорусскими учеными, изобретателями, дизайнерами, является весомым стимулом для активизации инновационной и внешнеэкономической деятельности.