Организация зарубежного патентования

 

Патентование изобретений и других объектов промышленной соб­ственности в зарубежных странах является непременным условием успешного продвижения на рынки товаров и услуг.

Одной из основных целей патентования за границей является обеспе­чение правовой охраны объектов промышленной собственности при поставке продукции на экспорт. Патентование необходимо, во-первых, для закрепления рынка за своими товарами и обеспечения беспрепят­ственной поставки в течение длительного срока, во-вторых, для предот­вращения копирования новых технических решений и появления кон­курентов и, в-третьих, для получения более высокой прибыли, учиты­вая большую ценность запатентованных решений. Особенно актуально патентование объектов промышленной собственности при поставках комплектного оборудования и передаче технической документации по контрактам с зарубежными фирмами, а также при выполнении про­грамм международного научно-технического сотрудничества.

Другая основная цель патентования за границей - продажа лицен­зий иностранным фирмам на право использования созданных объек­тов промышленной собственности.

В условиях жесткой конкуренции наличие патента укрепляет пози­ции покупателя лицензии, дает ему возможность монопольно использо­вать конкретный объект промышленной собственности. Как показыва­ет практика, патентование в странах, где имеются потенциальные поку­патели лицензий, является непременным условием не только успешной их продажи, но и значительно более высокой цены (по некоторым дан­ным, цепа патентной лицензии на 20-25 % выше беспатентной).

Патентование также необходимо осуществлять с целью защиты но­вых технических и художественно-конструкторских решений, исполь­зуемых в изделиях, демонстрируемых на международных выставках и ярмарках. Участие в международных выставках и ярмарках позволя­ет, с одной стороны, продемонстрировать новейшие достижения в определенной области науки и техники, а с другой — выявить фирмы, проявляющие интерес к экспонатам, и начать коммерческие перегово­ры в отношении экспорта продукции или продажи лицензий.

В ряде случаев по принципиально новым областям науки и техники патентование объектов промышленной собственности осуществляет­ся с целью защиты приоритета страны (организации), имея в виду пер­спективы коммерческой реализации в будущем.

При выборе страны патентования и процедуры получения патента следует учитывать действующую в стране систему выдачи патентов - явочная или проверочная (отсроченная).

Для выбора процедуры патентования и круга стран, в которых целе­сообразно получить патент, необходимо знание требований нацио­нальных законодательств стран патентования, международных и региональных соглашений по охране промышленной собственности, в которых они участвуют (правили оформления, подачи и рассмотрения заявки, действующей системы выдачи патента, поддержания его в силе, преимущества и недостатки вариантов испрашивания охранного документа, соотношение затрат на патентование по соответствующим процедурам).

При отборе объектов промышленной собственности для зарубежно­го патентования необходимо учитывать:

• значимость объекта промышленной собственности и его пре­имущества по сравнению с аналогичными решениями. Предлагаемый для патентования объект должен обеспечивать, как правило, более вы­сокие технико-экономические показатели будущего изделия или тех­нологического процесса по сравнению с известными;

• состояние и перспективы промышленного освоения, возможнос­ти демонстрации работоспособного образца или технологического процесса;

• наличие программы или плана мероприятий по реализации объекта на внешнем рынке;

• результаты рекламно-коммерческой проработки и заинтересо­ванность зарубежных потребителей;

• возможность контроля за использованием предлагаемого» патентованию объекта;

• варианты процедуры патентования и предполагаемые расходы по патентованию.

Традиционная процедура патентования осуществляется в странах, где имеется перспектива продажи лицензий или экспорта продукции, в соответствии с национальным законодательством. Эта процедура наиболее выгодна при ограниченном числе стран патентования. При традиционной процедуре патентования важно полностью использо­вать возможности подачи заявок с испрашиванием конвенционного приоритета.

При заинтересованности заявителя в патентовании изобретений в странах, участвующих в региональных патентных конвенциях, целе­сообразнее использовать соответствующий региональный механизм.

В случае, если патентование необходимо осуществлять в несколь­ких странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заяви­тели могут воспользоваться Европейской патентной конвенцией. Кон­венция предусматривает выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством, находящимся в Мюнхене (ФРГ), на основе унифицированных для этой цели правил. Конвенция была подписанав 1973 г. В соответствии с конвенцией создана Европейская патентная организация, членами которой по состоянию на 1 января 2006 г. явля­ется 31 государство: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мона­ко, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Слове­ния, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эс­тония.

Европейская патентная конвенция предусматривает подачу одной заявки на одном языке в Европейское патентное ведомство (ЕПВ). Офи­циальными языками ЕПВ являются английский, немецкий и француз­ский. Заявки на европейский патент подаются на одном из этих языков. Экспертиза заявок проводится в одном ведомстве. Европейское патент­ное ведомство обеспечивает высокое качество экспертизы заявок, что позволяет обеспечить патентообладателям большую правовую стабиль­ность по сравнению с национальными патентами. Однако осуществле­ние прав, предоставляемых европейским патентом, регламентируется патентными законами тех стран, которые указаны в патенте.

Процедура патентования состоит из следующих этапов: подача за­явки, предварительная экспертиза по формальным требованиям, про­ведение международного поиска, публикация заявки и отчета о поис­ке, экспертиза по существу, принятие решения о выдаче патента либо об отклонении заявки.

Динамика роста подачи заявок в Европейское патентное ведом­ство свидетельствует о заинтересованности заявителей в получении европейского патента. Количество поданных заявок в 2004 г. со­ставило 178 500.

В то же время решение о выдаче европейского патента еще не озна­чает его полноценного действия в европейских странах. Только после переводов описания к патенту и направления в национальные патент­ные ведомства, осуществления национальной регистрации и публика­ции обеспечивается полноценная правовая охрана изобретения на ос­нове европейского патента.

При необходимости патентования изобретения в странах СНГ целе­сообразно воспользоваться Евразийской патентной конвенцией. Кон­венция была подписана 9 сентября 1994 г. и вступила в силу в августе 1995 г. Конвенцию ратифицировали девять государств: Туркменис­тан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Фе­дерация, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Кир­гизская Республика, Республика Армения и Республика Молдова.

Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию, испол­нительным органом которой является Евразийское патентное ведом­ство (ЕАПВ).

Подача евразийской заявки осуществляется на русском языке через национальный патентный орган, который проводит проверку соблюде­ния формальных требований к заявке. В случае испрашивания конвенци­онного приоритета в ЕАПВ подается заверенная копия приоритетной за­явки. Не позднее шести месяцев с даты публикации отчета о поиске пода­ется ходатайство о проведении экспертизы евразийской заявки. Публикация евразийской заявки осуществляется по истечении 18 меся­цев с даты приоритета. Публикуется также отчет о поиске. После прове­дения экспертизы по существу, при ее положительном решении, выдает­ся евразийский патент, который действует на территориях всех стран — членов конвенции или же тех стран, которые указаны заявителем.

Если заявитель желает обеспечить охрану изобретения, например, в странах Европы, США, Японии и других, лучше воспользоваться пре­имуществами, которые предоставляет Договор о патентной коопера­ции (РСТ - Patent Cooperation Treaty). Для Республики Беларусь до­говор действует с 1991 г., всего в договоре участвуют 128 государств. Договор предусматривает возможность составления и подачи в нацио­нальное патентное ведомство (Национальный центр интеллектуаль­ной собственности) международной заявки. Центр как получающее ведомство один экземпляр международной заявки оставляет в своем фонде, один экземпляр пересылает в Международное бюро ВОИС и один экземпляр - в Международный поисковый орган (как правило, это Москва, Роспатент или Мюнхен, ЕПВ).

Договор о патентной кооперации обеспечивает необходимую раци­онализацию и сотрудничество при подаче и обработке патентных заявок и распространении содержащейся в них технической информа­ции. Основная цель РСТ заключается в том, чтобы в интересах как пользователей патентных систем, так и патентных ведомств сделать более простой, эффективной и рентабельной работу с патентными за­явками при испрашивании охраны в нескольких странах за счет сокра­щения дублирования усилий, имеющих место при подаче и обработке заявок отдельно в каждой стране.

На базе РСТ создана международная система, позволяющая подать одну-единственную международную патентную заявку с указанием стран, в которых испрашивается патент. В рамках системы, в частности, осуществляется: формальная экспертиза международных заявок получа­ющими ведомствами; международный поиск, отчет о котором предоставляется заявителю и публикуется по истечении 18 месяцев с даты при­оритета; централизованная публикация международных заявок вместе с относящимися к ним отчетами о международном поиске, а также рассыл­ка соответствующих материалов в указанные ведомства; факультативная международная предварительная экспертиза, проводимая не позднее 19 месяцев с даты приоритета, заключение которой по вопросу соответ­ствия заявленного изобретения основным принятым международным критериям патентоспособности рассылается заявителю и соответствую­щим указанным ведомствам. Решение вопроса о выдаче патентов остает­ся в компетенции национальных и региональных ведомств, которые мо­гут использовать для этих целей отчет о международном поиске и заклю­чение международной предварительной экспертизы, осуществить переход международной заявки на национальную фазу. Действия, свя­занные с переходом международной заявки на национальную фазу, необ­ходимо совершить до истечения 30 месяцев с даты приоритета.

Если результаты международного поиска неблагоприятны, заяви­тель может отозвать международную заявку при решении вопроса о переводе на национальную фазу и таким образом сэкономить на рас­ходах по оплате переводов и процедур, осуществляемых национальны­ми ведомствами.

В соответствии с законодательством заявители Республики Бела­русь до подачи заявки в зарубежные страны обязаны подать заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности и сообщить о намерениях запатентовать тот или иной объект промышленной соб­ственности.

Государство может оказать финансовую поддержку заявителям Республики Беларусь при патентовании объектов промышленной соб­ственности за рубежом. Постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 403 «О мерах по обеспечению ох­раны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности» создана комиссия, в состав которой входят руководи­тели и ведущие специалисты министерств, других республиканских органов государственного управления и организаций. Одной из задач комиссии является рассмотрение предложений о целесообразности, приоритетности и финансовой поддержке патентования за рубежом объектов промышленной собственности, созданных с использованием средств республиканского бюджета.

Патентующая организация или физическое лицо (заявитель) пред­ставляет для рассмотрения комиссии обоснование целесообразности патентования, в котором как минимум указываются:

• технические и экономические преимущества объекта промышлен­ной собственности по сравнению с известными за рубежом решениями;

• сведения о готовности к использованию предлагаемого для патентования объекта промышленной собственности;

• цели и страны патентования с указанием процедуры и стоимос­ти патентования.

Государственная поддержка зарубежного патентования объектов промышленной собственности, созданных белорусскими учеными, изобретателями, дизайнерами, является весомым стимулом для акти­визации инновационной и внешнеэкономической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: