С начала 1980-х гг., когда в развитых странах стал распространяться маркетинг, научной основой логистического управления стала маркетинговая парадигма. Основанные на ней модели увязывают функционирование логистической системы с рыночной деятельностью предприятия. Логистическая система должна сочетаться со стратегической целью фирмы — осуществлением деятельности в соответствии с потребностями рынка. Маркетинговая парадигма предполагает решение задач через удовлетворение запросов потребителей. Это требует реализации таких маркетинговых функций, как исследование и прогнозирование товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политики.
Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие маркетинговую парадигму, в определенной степени абстрактны, обладают большой размерностью. Многие переменные таких моделей носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Итак,маркетинговая логистическая парадигма стала применяться с начала 1980-х гг. для построения логистической системы, обеспечивающей конкурентоспособность за счет оптимизации решений в распределении продукции. Среди логистических концепций (технологий), широко применяемых в дистрибуции, является DDT (Demand-driven Techniques/ Logistics) – логистика, ориентированная на спрос. Данная концепция имеет несколько вариантов, среди которых QR, CR и др [3].
|
|
QR (Quick Response) – концепция (метод, технология) «быстрого реагирования», суть которой состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени и как можно ближе к конечному потребителю. Реализация данной концепции логистического управления стала возможной после разработки соответствующих информационных технологий, введения электронного документооборота, электронных продаж, штрихового кодирования и др. С помощью сканирования штриховых кодов формируются данные о реальных продажах, затем эти сведения передаются поставщикам и производителям продукции.
Преимущества «быстрого реагирования» для предприятий розничной торговли и поставщиков приведены в табл.9.1.
Таблица 9.1 - Преимущества «Быстрого реагирования» для розничного продавца и поставщика
Преимущества для розничного продавца | Преимущества для поставщика |
Снижение затрат Снижение запасов Ускорение товарных запасов Удовлетворение покупателей Увеличение объемов продаж Усиление конкурентных преимуществ | Снижение затрат Более предсказуемые производственные циклы Увеличение частоты заказов Более тесные связи с розничными продавцами Возможность отслеживать объемы продаж в розничной торговле, следовательно, лучшее прогнозирование Усиление конкурентных преимуществ |
|
|
CR (Continuous Replenishment) – логистическая технология «непрерывного пополнения запасов», предназначенная для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов. Эта технология является модификацией QR. Цель – разработка плана поставки продукции розничным продавцам, направленного на непрерывное пополнение запасов. Пополнение запасов продукции у розничных продавцов осуществляет поставщик на основании информации о продажах, передаваемой продавцом.