Вопрос 4. Интегральная парадигма логистики

В последние годы в развитых странах активно распростра­няется так называемая интегральная (интегрированная) логистическая парадиг­ма. Она по существу развивает маркетинговую парадигму при­менительно к новым условиям развития производственно-эко­номических систем. Что послужило основными предпосылка­ми ее появления? Во-первых, осознание необходимости симбио­за рыночной и логистической деятельности для достижения конкурентных преимуществ компаний. Во-вторых, расшире­ние возможности интеграции между логистическими партнера­ми в условиях глобализации, развитие корпоративных и дру­гих организационных структур. В-третьих, ускорение науч­но-технологического развития, объективно позволяющее при­менять гибкие автоматизированные производства, информаци­онно-компьютерные технологии, средства контроля и управле­ния на всех стадиях производства и распределения продукции.

В качестве интегратора в парадигме данного вида выступает материальный поток; интегрирующая функция распространя­ется на цепочку предприятий-производителей, логистических посредников, других организаций, а также компьютерные ин­формационные системы и финансовые институты. Необходи­мым условием функционирования такой логистической систе­мы является взаимодействие указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) с управляемым мате­риальным потоком непосредственно либо опосредованно — че­рез информационные или финансовые потоки. Многие при­кладные логистические концепции (например, «точно в срок», «тощего производства» и др.), о которых речь пойдет ниже, ос­новываются на интегральной парадигме.

В настоящее время наблюдается трансформация логистиче­ского управления, обусловленная усложнением хозяйственных связей и обострением конкуренции на рынке, а также ростом скорости материальных потоков, интенсивностью и сложностью информационных и финансовых потоков, сокращением числа звеньев логистической цепи, уменьшением ее надежности из-за наступления кризисов, катастроф, минимизацией материаль­ных запасов в производстве и распределительных сетях. Чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке, предприятиям, компаниям требуется высокая адаптивность, приспосабливае-мость к изменяющейся конъюнктуре рынка и среды, т.е. они должны обладать гибкостью и динамичностью. Важнейшее значение приобретает фактор времени, а именно сокращение всех фаз жизненного цикла товара: научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработки, поставки сырья и мате­риалов, производства, обработки заказа, доведения готовой продукции до потребителя. Уменьшение производственного пе­риода возможно за счет узкой специализации. Однако это пот­ребует привлечь посредников в распределительную систему, что способно удлинить цикл.

Парадигма интегрированной логистики, появившаяся в последнее десятилетие, стала применяться для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование – закупки – производство – распределение – продажи – сервис»[4]. Концепция интегрированной логистики требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP, VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP [5].

TQM (Total Quality Management) –всеобщее управление качеством – непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO 9000, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.

Соотношение между стандартами ISO 9000 и концепцией TQM показано в табл.9.2.

 

Таблица 9.2 - Соотношение важнейших компонентов ISO 9000 и TQM [6]

 

Стандарты ISO 9000 Концепция TQM
Сфокусированы на технической стороне управления качеством   Не интегрированы с корпоративной стратегией   Сфокусированы на технических процедурах и инструкциях     Не предполагают вовлечения всех категорий работников в управление качеством   Не предполагают дальнейших улучшений в пределах данной серии стандартов   Могут быть ведомственно сфокусированы   Отдел качества ответственен за качество   Сфокусирована на потребителе     Интегрирована с маркетинговой и логистической стратегиями   Сфокусирована на философии, логистических операциях, инструментарии   Акцентирована на вовлечении всего персонала фирмы в управление качеством     Предполагает непрерывное улучшение качества   Применима для широкого круга ведомств, организаций, функций     Каждый ответственен за качество

 

JIT (Just-in-time) – концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.

В табл.9.3 приведено сравнение традиционного подхода к управлению и управления, основанного на концепции JIT.

Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.

LP (Lean Production) – «стройное/ плоское производство». Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового «стройное» производство требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. При этом сохраняется преимущество массового производства – «большие объемы – низкая себестоимость».

Основная идея LP – убрать ненужные операции (например, исключаются складирование и ожидание) и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов[7].

 

Таблица 9.3 - Сравнение традиционного подхода к управлению и концепции «точно в срок»[8]

Параметр сравнения Традиционный подход Концепция JIT
Качество и затраты «Приемлемое качество» с наименьшими издержками Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов
Запасы Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания резервных запасов Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок
Гибкость Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя
Транспортировка Наименьшие затраты при сохранении «приемлемого уровня обслуживания» Абсолютная надежность всех уровней обслуживания
Взаимоотношения продавца и перевозчика Переговоры осуществляются в «антагонистической» форме Партнерские взаимоотношения
Число поставщиков/ продавцов Значительное; стремление избегать зависимости от одного источника Ограниченное; долгосрочные открытые взаимоотношения
Контакты с продавцом/ перевозчиком Минимальные; наличие скрываемой информации; жесткий контроль коммуникаций В открытой форме; свободный обмен информацией; совместное решение проблем
Общий подход Ориентация на сокращение издержек Ориентация на обслуживание покупателя

 

VMI (Vendor Managed Inventory) – усовершенствованная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком. Поставщик берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне. При этом поставщик получает не заказ, а лишь указание покупателя относительно желательных для него верхних и нижних границ размера запасов.

SCM (Supply Chain Management) – «управление цепями поставок» - термин, появившийся в конце 1980-х гг., хотя и в настоящее время ведутся дискуссии по поводу того, что он означает, часто SCM отождествляют с понятием логистики. Так, М. Кристофер отмечает, что управление цепью служит для налаживания связей и координации между поставщиками, клиентами и самой организации. SCM (по М. Кристоферу) – «управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом»[9].

Д.Р. Сток и Д.М. Ламберт считают, что управление цепочками поставок – это «интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»[10].

TBL (Time-based Logistics) – концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

VAD (Value added logistics) – концепция, основанная на понимании того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Данная концепция представляет логистический процесс как процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, сточки зрения конкретного потребителя, способом.

ERP (Enterprise Resource Planning) – система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия. Данная система включает модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.

CSRP (Customer synchronized resource planning) – система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю. Данная система учитывает производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.

На рис.9.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями.

В табл.9.4 представлены основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули).

 


Рис.9.1 Основные логистические концепции [11]


Таблица 1. Основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули)

 

Логистическая технология Базовая логистическая подсистема Хронология разработки и внедрения
RP - Requirements/resource planning (Планирование потребностей/ресурсов) MRP I – Material requirements planning (Подсистема планирования потребностей в материалах); MRP II – Manufacturing resource planning (Система производственного планирования ресурсов); DRP I – Distribution requirements planning (Подсистема I планирования потребностей в распределении); DRP II – Distribution resource planning (Подсистема II планирования ресурсов в распределении); OPT – Optimized Production Technology (оптимизированная производственная технология); MRP III (комбинация MRP II и KANBAN); модуль «Логистика» в ERP - Enterprise resource planning (Система планирования ресурсов предприятия); модуль «Логистика» в CSRP – Customer Synchronized Resource Planning (Система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителями); модуль SCM – Supply Chain Management (Управление цепью поставок); MRP I => MRP II => OPT=>MRP III =>модули «Логистика» ERP/CSRP систем=>«SCM-модуль» ERP/CSRP систем
JIT - Just-in-time (Точно в срок) KANBAN; MRP III; модуль «Логистика» в ERP/CSRPсистемах; “SCM-модуль” ERP/CSRP систем; KANBAN=>MRP III => модули «Логистика» ERP/CSRP систем => ”SCM-модуль” ERP/CSRP систем
DDT – Demand-driven Techniques/Logistics (Логистика, ориентированная на спрос) RBR – Rules based Reorder (Правила, основанные на точке возобновления заказа); QR – Quick Response (Метод быстрого реагирования); CR – Continuous Replenishment (Непрерывное пополнение запасов); AR – Automatic Replenishment (Автоматическое пополнение запасов); RBR в подсистеме DRP I => QR в подсистеме DRP II => CR и AR в подсистемах DRPII/модуле «Логистика» ERP
LP – Lean Production («плоское производство»)   MRP II; KANBAN; модуль LP в ERP системах; MRP II и KANBAN =>LP=>модуль «Производство» ERP
SCM - Supply chain management (управление цепью поставок) “SCM-модуль” ERP/CSRP систем; “SCM-модуль” ERP=>“SCM-модуль” CSRP/APS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: