Тема 9. Фундаментальные логистические концепции (парадигмы) и прикладные концепции, системы и технологии в логистике
Вопрос 1. Аналитическая парадигма логистики
Вопрос 2. Технологическая (информационная) парадигма логистики
Вопрос 3. Маркетинговая парадигма логистики
Вопрос 4. Интегральная парадигма логистики
Вопрос 5. Стратегическая парадигма логистики
Как и всякая другая наука, логистика обладает определенной методологией. В экономической литературе у этой новой философии управления окончательно не сформировалась терминология, передающая оптимизацию сложных целенаправленных организационно-экономических, производственно-коммерческих, коммерческих и иных видов деятельности. Циклы потоковых процессов могут протекать в разных формах, не всегда имеющих математическое описание. Методология логистики базируется на концептуальных положениях, в совокупности составляющих способ трактовки управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Она включает, кроме понятийного аппарата, концептуальные основы науки, имеет несколько уровней общности, в том числе парадигмы, концепции, принципы.
|
|
Методология логистики опирается на общенаучные методы анализа, синтеза и оптимизации логистических систем и включает систему принципов, методик, методов управления потоковыми процессами, оценки эффективности и оптимизации их функционирования, а также моделирование оптимизированных потоков их процессов.
Методология логистики должна обеспечивать достижение логистической системой поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. В качестве цели логистического управления выступает максимальное удовлетворение запросов потребителей в рамках миссии предприятия.
Многообразие событий и глобализация экономической мысли отразились на парадигмах, формировавших логистику, т.е. совокупности тех целей, ценностей и концепций, которые дали основу разработке этого направления.
В процессе эволюции научной базы логистики сложилось пять основных парадигм, соответствующих различным научным школам: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая [1].
Вопрос 1. Аналитическая парадигма логистики
Аналитическая парадигма отражает первоначальный классический подход к логистике как теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Она формировалась в американских университетах, где логистика включалась в учебные программы как одна из ключевых дисциплин. Аналитическая парадигма исходит из теоретической базы, в основе которой лежат модели и методы теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, математической статистики и др.
|
|
Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложных экономико-математических моделей, соответствующих специфике решаемой логистикой проблемы. При этом важно, чтобы проблема была строго определена, а модель реализуема. Эти требования не всегда выполнимы из-за сложности, большой размерности и стохастичности логистических объектов (особенно интегрированных логистических систем). Кроме того, необходимы огромный массив исходной информации и разработка сложных математических алгоритмов принятия решений в логистическом управлении. Поэтому область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, ограничена в основном управлением внутрипроизводственными логистическими системами.