Историческая школа права

 

Наиболее ярким представителем исторической школы права является немецкий юрист К.Ф. Савиньи (1779-1861). Главная идея исторической школы права - это идея самопроизвольного развития права «из народного духа», это органический, постепенный процесс, такой же как процесс образования языка или религии.

Общенародное правосознание является само по себе правом и в принципе не нуждается во внешнем выражении. Наиболее приемлемой формой выражения правосознания народа является обычай.

Развитие права не терпит произвольного вмешательства законодателя. Главная задача законодателя состоит в кропотливом собирании и бережном сохранении обычаев, осторожное их толкование, установление определенности их положения. В этом смысле закон по отношению к обычаю носит вспомогательный характер.

Исторической школой отрицаются всякие сознательные усилия по улучшению существующего права: оно постепенно избавляется от устаревших, нежизнеспособных норм. Право существует независимо от его внешнего закрепления, подчиняясь лишь своим внутренним закономерностям. Оно изменяется постоянно и непрерывно, что проявляется в повседневной, повторяющейся деятельности участников правового оборота. Такая деятельность в результате приобретает форму обычая.

Но неопределенность обычного права требует толкования, где возможен субъективизм и произвол со стороны толкователей - знатоков права, обычаев. Поэтому переход от обычая к закону, несущему определенность и стабильность явился большим шагом вперед в области законодательной техники. Рационализация, проникающая во все сферы жизни общества, не признает бессознательных убеждений народа. [16]

Вместе с тем, историческая школа права имеет под собой основательную почву. Дело в том, что право - это сложное явление, которое формируется под влиянием множественных факторов, в том, числе и обычаев, сложившихся в том или ином обществе, правовой ментальности. Право не должно отметать обычаи, принимать радикальные изменения. Лишенное таким образом социальной основы, право окажется не способным регулировать общественные отношения. Право представляет собой часть культуры общества. Следовательно, там где возможно, право должно использовать обычаи, придавать им правовую силу путем их санкционирования. Только тогда нормы окажутся жизнеспособны, когда они приживутся на национальной почве.

 


[1] См. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 1997. С. 590

[2] См. Там же. С. 600.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 596.

[5] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. СПб. 1907. Т. 1. С. 84.

[6] Указ. Соч. С. 104.

[7] См. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 1997. С. 608.

[8] Там же С. 609.

[9] Там же С. 610-611.

[10] См. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1988. С.С. 717-724.

[11] Кистяковский Б. Философия и социология права. М. 1998. С. 205.

[12] С.А. Муромцев противопоставлял догме права социологическое учение о праве, которое должно устанавливать закономерности возникновения и развития права. Именно это учение он называл наукой, между тем за юридический позитивизмом он отрицал значение науки и считал его искусством.

[13] См. Алексеев С.С. Теория государства и права. М. 2000.

[14] См. Там же.

[15] Там же. С 208.

[16] См. Алексеев С.С. Теория государства и права. М. 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: