Язык как система знаков.Учение о знаке и языке Ф.де Соссюра.Структурализм как эпистемологический проект

Структуралистская философия языка восходит к лингвистике Фердинана де Соссюра. Он заявляет, что лингвистика должна стать теоретической наукой. До этого она была лишь историей эволиций исследований. Необходимо рассматривать язык как целостную систему.

Языковая деятельность включает в себя все аспекты языка. А это язык и речь.

Язык – это система знаков, прибывающая в сознании индивида.

Речь – это то, что происходит во времени и пространстве между индивидами. Речь реализует социальные институты, которые принадлежат сознанию индивида.

Я зык можно рассматривать по средствам диохронии (по частям) и синхронии (как целостность).

Знак – это двуединая сущность, единство означающего и означаемого. Говорить осмысленно о разделении означающего и означаемого можно только в диахронии. Но в ней мы имеем знака как единой целостной системы.

Структура – это связь устойчивых отношений, не важно между какими по своему содержанию элементами. Для структурного исследования должна быть некоторая серия исследуемых схем. Появляется Структурализм – это попытка адаптировать теоретические методы лингвистики в других гуманитарных науках. Попытка сделать гуманитарные науки строгими и точными. Но была проблема – базис гуманитарных наук не достаточно совершенен. Структурализм постарался решить эту проблему. Нужно устранить ненаучные разговоры из области гуманитарных наук. Но это оказалось сложно, в силу молодости гуманитарных наук. Т.к. естественный базис оказался не столь надёжен, возникла естественная реакция – постструктурализм. Постструктуралисты более чётко пытаются определить границы применимости различных логических методов.

Познание и идеология. Структурный анализ идеологии Р.Барта.

Эта модель для того чтобы структурно представить анализ мифа. Барт не разграничивает миф и идеологию. Идеология – это миф сегодня. Луи Ельмслёв – лидер копенгагенской школы глоссемантики. Глоссемантика – крайний случай структуралистских идеализаций. Он попытался отделить языковую субстанцию от языковой формы. Более последовательно, чем это делал Ф. де Соссюр. Знак усложнился, от тнперь имел не 2, а 4 элемента(субстанция выражения, форма выражения, субстанция содержания, форма содержания). Задача лингвистики – дешифровка языка.

Значимость (ценность) знака определяется его отличием от других знаков.

Ельмслём – знак как метаязык. Метаязык – такая сложная семиотика, форма суждения, которая сама является симеотикой.

Коннотация – такая сложная семиотика, форма выражения которой сама является симеотикой. Иногда Бард употребляет термин коннотация и метаязык синонимично. Миф категорически запрещает рассматривать как метаязык, т.к. для разговора о метаязыке должны быть искусственные термины. Миф определяется в качестве коннотации.

Идеология – это область вторичных значений.

Риторика – это означающая сторона идеологии, в широком смысле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: