Эти два понятия в корне отличаются. Что же такое стиль и какие виды стилей применяются в управлении организацией?
Стиль – это совокупность методов, приемов и форм работы, которые применяются той или иной организацией. Выделяют три вида стилей управления персоналом:
1. авторитарный (директивный),
2. демократический (коллегиальный),
3. нейтральный (попустительский).
Авторитарный стиль
Это централизация власти в руках руководителя, что влечет за собой отсутствие у персонала возможности выражать свое мнение. Руководитель навязывает свои решения подчиненным, не считаясь с их мнением. Информации персонал получает мало, любая критика в адрес руководителя пресекается. Работа сотрудников жестко контролируется, а любые ошибки влекут за собой штрафы или дисциплинарные высказывания. Тем не менее, такой стиль управления персоналом имеет свои преимущества.
Преимущества:
Оперативность, которая особенно необходима во время кризиса. Руководитель принимает решения, за которые несет ответственность только он, эти решения должны быть быстрыми и, главное, правильными.
|
|
Дисциплина. Сотрудники, понимая, что за каждую провинность они будут наказаны, стараются не нарушать дисциплину.
Руководитель контролирует процессы деятельности персонала, что позволяет ему быть в курсе всех тонкостей осуществляемой в организации работы.
Недостатки:
Потеря инициативы среди сотрудников.
Быстрая текучесть кадров – подчиненные, недовольные методами начальника, начинают вскоре искать новую работу.
Руководитель сам на себя возлагает большую ответственность, так как принимает самостоятельно все решения. Да и ошибиться ему в этом случае проще.
Демократичный стиль
Характеризуется совместной работой. Руководитель интересуется мнением подчиненных, а они уважают своего начальника. При принятии того или иного решения каждый сотрудник имеет право голоса.
Преимущества:
Растет моральный дух коллектива, ведь каждый имеет право голоса.
Отсутствует постоянная текучесть кадров.
Начальник допускает гораздо меньше ошибок, учитывая мнение своих сотрудников.
Недостатки:
Принятие решений не отличается оперативностью.
Вследствие предоставления персоналу свободы управление может принять другой стиль – анархический.
Либеральный стиль
Иначе называется анархическим. Этот стиль управления характерен для организаций, в которых начальник является лицом чисто формальным (к примеру, когда фирма готовится к продаже и руководящий состав нужен лишь «для галочки»).
Преимуществ у данного стиля управления нет, зато очень много недостатков. В частности, неуправляемость коллектива, панибратство, отсутствие иерархии – все это не является благоприятной обстановкой для развития компании.