Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).
Воспитательная система имеет несколько обязательных параметров:
1) наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации;
2) совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации;
3) упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями;
4) гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства;
5) управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов.
Первый этап – становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа – формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления.
Второй этап – отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии.
Третий этап – окончательное оформление системы. Школьный коллектив – содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности.
Четвертый этап – обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.).
Сценарии разрешения сложностей кризисного этапа:
1) смена/видоизменение ведущей сферы жизнедеятельности и, следовательно, восстановление и совершенствование системообразующих связей. Тогда кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития, который, в свою очередь, вновь может привести к очередному кризису (цикличность этапов);
2) возникновение новой системы, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, но основывается на ином типе системообразующих связей;
3) распад системообразующих связей, смерть воспитательной системы.
Критерии факта и критерии качества воспитательной системы:
Критерии факта включают следующие основные показатели:
упорядоченность жизнедеятельности школы;
наличие сложившегося единого школьного коллектива;
интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т.п.).
Критерии качества представлены показателями:
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы;
общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт;
профессионализм и педагогическая культура учителя;
уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.
Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система.