Вопросы к экзамену по дисциплине «Введение в профессию»

  1. Понятие о профессии. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.
  2. Социальный заказ на профессию психолога: предпосылки и источники формирования.
  3. Факторы, препятствующие формированию адекватного представления о профессии психолога.
  4. Психология как профессия. Основные виды деятельности профессиональных психологов.
  5. Наука: понятие и критерии. Наука и другие способы познания. Классификация наук.
  6. Психология как наука. Предмет и объект психологии как науки.
  7. Виды и особенности психологических знаний. Основные отличия профессиональной и «любительской» психологии.
  8. Место психологии в системе науки, ее структура. Психология и другие науки.
  9. Характеристика основных отраслей психологии.
  10. Научная деятельность профессиональных психологов: цель и задачи (функции).
  11. Психологическое исследование как основной механизм получения и развития научного знания.
  12. Трудности передачи и использования академического психологического знания.
  13. Требования к профессиональным и личностным качествам психологов-ученых.
  14. Преподавательская деятельность профессиональных психологов: общая характеристика.
  15. Требования к профессиональным и личностным качествам психологов-преподавателей.
  16. Особенности прикладной психологии и психологической практики.
  17. Предмет изучения практической психологии. Связь практической и академической психологии.
  18. Цель и задачи деятельности практического психолога.
  19. Особенности взаимоотношений психолога и человека, нуждающегося в его услугах.
  20. Различия между профессиональной психологической помощью и дружеской (бытовой) психологической помощью.
  21. Основные этапы и виды деятельности практического психолога. Рабочее место практического психолога.
  22. Психологическое просвещение и профилактика в работе практического психолога. Важнейшие задачи психопрофилактической работы.
  23. Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога. Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика.
  24. Консультативная работа практического психолога.
  25. Коррекционная и развивающая работа практического психолога.
  26. Психологическая реабилитация как вид деятельности практического психолога.
  27. Основные сферы работы практического психолога: общая характеристика.
  28. Психологическая работа в сфере образования.
  29. Работа психолога на предприятиях и в организациях.
  30. Психологическая работа в медицинской сфере. Задачи и виды деятельности медицинских психологов.
  31. Социальная психология. Психология в политике.
  32. Психология в экономике.
  33. Психология в юридической практике. Психологическое консультирование в юридической практике. Судебно-психологическая экспертиза. Пенитенциарная психология.
  34. Психология в спорте. История психологии спорта. Цели и задачи психологии спорта. Работа практического психолога в спорте.
  35. Профессиональные и личностные качества практического психолога.
  36. Основные направления зарубежной психологии XX века (Психоанализ и направления, с ним связанные, бихевиоризм, гештальтпсихология, экзистенциально–гуманистическая психология, трансперсональная психология)
  37. Основные направления отечественной психологической науки (культурно–историческая теория Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, философско–психологическая теория С. Л. Рубинштейна, теоретические представления, разработанные в Санкт–Петербургской психологической школе, теория установки» Д. Н. Узнадзе)
  38. Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение.
  39. Важнейшие задачи психопрофилактической работы.
  40. Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога. Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика.
  41. Психокоррекция как направление практической психологии. Общая характеристика методов и приемов психокоррекции.
  42. Теоретические и методологические основы психологического консультирования. Виды и методы психологического консультирования.
  43. Психотерапия в деятельности практического психолога. Основные задачи немедицинской психотерапии. Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений. Особенности групповой психотерапии.
  44. Формы практической психологической работы. Сравнительный анализ групповой и индивидуальной форм психологической работы.
  45. Психологический тренинг как метод практической психологии. Основные виды тренинговых групп в западной и отечественной практической психологии.
  46. Задачи и основные проблемы психологической службы в народном образовании.
  47. Практическая психология бизнеса, рекламы и менеджмента.
  48. Психологическая помощь семьям. Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями.
  49. Сферы, «малодоступные» для практического психолога.
  50. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога. Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала. Проблема профессиональных деструкции в развитии психолога.
  51. Идеал «естественного» развития психолога. Проблема дилетантизма в психологии. Идеал целенаправленного обучения и воспитания психолога.
  52. Этические проблемы профессионального самоопределения психолога.
  53. Пути профессионального совершенствования психолога.
  54. Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов.
  55. Психолог как личность и профессионал: развитие личности в профессии, проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога.
  56. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога.
  57. Научные организации. Исследовательская деятельность психолога.
  58. Публикации и поиск психологической информации.
  59. Конференции и повышение квалификации. Профессиональные общества и ассоциации.
  60. Этика профессиональной деятельности психолога.

Литература:

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.

Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2003. – 382 с.

Введение в профессию в схемах и таблицах:Учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 44 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: