1. Получение информации о ситуации 2. Определение целей
3. Разработка оценочной системы 4. Анализ ситуации или проблемы
5. Диагностика ситуации или проблемы
6. Разработка прогноза развития ситуации
7. Генерирование альтернативных вариантов решений
8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий
9. Разработка сценариев развития ситуации
10. Экспертная оценка основных вар-тов упр-щих воздействий
11. Коллективная экспертная оценка 12. Принятие решения ЛПР
13. Разработка плана 14. Контроль реализации планадействий
15. Анализ рез-ов развития ситуации после упр-ких воздействий Особенности:
1). Инф-я: исп-ся как кол-ные, так и кач-ные данные с исп-ем экспертных технологий (из-за сложности проблем). Инф-я д.б. достоверной и достаточно полной (качество информации).
2). Постановка целей: цели разные, имеет значение их иерархия в условиях ограниченности ресурсов.
3). Разр-ка оценочной сис-мы необходимо адекватно оценить текущую ситуацию, ее аспекты..
4). Ан-з ситуации (проблемы) (или изучение проблемы). Осн-я задача – выявление факт-в, влияющих на нее.(кач-й и кол-й ан-з)
На этом этапе также могут выяв-ся наиболее важные факторы, опр-ся пороговые значения, при которых необх-ми будут др реш-я, действия. 7). Генерирование альтернативных вариантов решений, т.е. 7, 8, 9, 10 (или иначе Обсуждение различных вариантов решения). Исп-ся множество мет-в генер-я: мозговой штурм, экспертный опрос, а также исп-ние автомат-х систем генер-я, м-д аналогов Разработка сценариев развития ситуации –Выяв-ся факторы, влияющие на ситуацию, варианты развития ситуации. Экспертная оценка основных вариантов управленческих воздействий – если необходимо изучение на предмет реализуемости упр. 11). Коллективная экспертная оценка (или выбор оптимального решения): экспертные м/ды оценки, м/д Дельфи, мозговая атака, м/д комиссий,
12). Принятие реш-я ЛПР – исп-ет рез-ты предыд-х этапов, а также доп-ную инф-ю, кот-й может располагать лишь рук-ль.
13). Разработка плана действий – принятое реш-е конкретиз-ся, т.е. разраб-ся перечень конкр-х мероприятий, действий для успешной реализации УР. С помощью план-я упр-я инф-я доводится до исполнителя (с конкретными заданиями). 14). Кон-ль реализации плана – постоянный контроль – обязат-е усл-е упр-й деят-ти. В необходимых случаях коррек-ся сам план, либо прин-ся вспомог-е меры по обеспечению его выпол-я.
15). Ан-з рез-в – с целью оц-ки эффекта принятых УР и их реа-и.
Ан-з должен определять:
- сильные и слабые стороны УР, планов их реализации;
- доп-ные возможности и перспективы, открывающиеся в рез-те произошедших изменений;
-доп-ные риски, открывающиеся в рез-те произд-их изменений;
Требования к управленческим решениям. Общие, всегда неизменны.
Частные, целиком зависят от специфики реш-й задачи и усл-й реа-ции реш-я.
1.Эффективнось. Имеется в виду эфф-ть процесса выработки самого реш-я.
2.Удовл-е принципам план-ния и соответствия требованиям целеполагания
3.Своевремен-сть. Выбор моментов прин-я и исп-я, обеспечивающих эфф-ть.
4.Оптимальность. Состоит в каждой конк-й ситуации наилучшего из всех вариантов по принятому критерию эфф-ти с учетом имеющихся ограничений.
5.Законность. Означает соответствие реш-я действ-м зак-м и нормат-м актам.
6.Полномочность. Харак-ся наличием у субъекта упр-я соответствующих правовых полномочий, позволяющих принимать подобные решени
21. Контроль в мен-те: сущн. И хар-ка. Контроль- это деят-ть по опред-ию оценки и ан-за фактич.показателей от плановых и выработки рекомендаций по осущ-ию корректир-ых шагов.
Основные требования-критерии функции контроля 1 .эффективность контроля - определяется успешность, полезность контроля (сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля); 2 эффект влияния на людей — выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда); 3 выполнение задач контроля - контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений; 4 определение границ контроля - контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством. Различают следующие виды контроля. 1. Управ-кий контр. а) Предварительный контроль. Н екоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств потребуется организации. В процессе предварительного контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический и терапевтический.. Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке. Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. Б) Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей. в) Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации. 2. Финансовый контр. - осущ-ся путем получ-ия от подразд-ий фин.отчетности по важным финн.-экономич.показателям деят-ти.3.Оперативный - призван систематически следить за обесп-ем выпол-ия произ-ой прграммы п/п. 4. Внутриличностные – сама себя контролируешь.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа. 1. Этап - установление стандартов. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Данные цели явным образом "вырастают" из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа (результативность). Показатель результативности определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей. 2. Этап - сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно принять важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Эта деятельность наиболее заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке. 3. Этап - наблюдение 4. Этап- принятие необходимых корректирующих действий.
Принципы осуществления контроля:
1. Контроль должен быть всеохватывающий;
2. Кон-ль должен иметь четкую стратегическую направленность;
3. Он должен быть гибким;
4. Кон-ль должен быть своевременным;
5. Должен быть экономичным (выгоды).






