Управление человеком и группой. Понятие личности

Любая орг-я заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение чел-ка совок-ть осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных ф-й. Эфф-е для орг-и поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Первый подход к решению данной проблемы - подбор людей с определенными кач-вами, к-рые могут гарантировать желаемое для орг-и поведение ее членов. Однако данный подход имеет ограниченное применение:

во-первых, не всегда можно найти людей с необходимыми характер-ками,

во-вторых, нет абсолютной гарантии, что они будут вести себя обязательно т.о, как этого ожидает от них орг-я,

в-третьих, требования к поведению членов орг-и со стороны организационного окружения могут меняться со временем, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в орг-ю.

Второй подход, в принципе не исключающий первого, состоит в том, что орг-я влияет на чел-ка, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Данный подход возможен и основывается на том, что чел-к обладает способностью быть наученным поведению, менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения.

Во взаимодействии с орг-ей чел-к выступает не как механизм, выполняющий определенные действия, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.

Поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартные рамки. Для того, чтобы снимать противоречия м/у стандартизацией и разнообразием поведения чел-ка, а также м/ду поведением чел-ка и нормами организационного окружения, необходимо знать, что определяет поведение чел-ка, как он определяет себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения, что для него приемлемо, а что нет. Естественно, что на поведение чел-ка оказывают большое влияние цели, к-рые он преследует, условия, в к-рых разворачиваются действия, его реальные возможности, динамика происходящих процессов, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного чел-ка обладает некоторой стабильностью и предсказуемостью, присущими ему особенностями.

Поведение чел-ка в орг-и определ-тся его собственными (личностными) чертами, влиянием условий, формирования индивидуальной деят-ти - особенностями группы, в к-рую он включен, условиями совместной деят-ти, своеобразием орг-и и страны, в к-рых он работает. Соответственно возможности с успехом включить чел-ка в организационное окружение, научить поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его личности.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Любая личность характеризуется:

-общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организ-ть, общительность..

-специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными.

- подготовленностью к определенному виду деят-ти (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

- направленностью (ориентированностью социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов - интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

- определенным складом характера;

-биологически обусловленными особенностями (нап-р, темпераментом);

- психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

- психическим состоянием, Т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

Личностные черты в значительной мере влияют на кач-во выполнения возложенных на чел-ка ф-й, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мот-я - ключ к пониманию поведения чел-ка и возможностей воздействия на него

Восприятие - процесс орг-и и интерпретации представлений об окружающем мире. Восприятие представляет собой активную подсознательную деят-ть по приему и переработке инф-и, причем не всей, а лишь значимой. На восприятие оказывают влияние след-щие основные обстоятельства как объективного, так и субъективного хар-ра:

- ситуация, в которой поступает инф-я или происходит знакомство (если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает, и наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле);

- глубина видения реальной ситуации (много знающий и понимающий чел-к обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, менее склонен их драматизировать или превозносить, чем тот, чей кругозор ограничен);

- личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта (доброжелательность, манера поведения, внешность, пол, возраст, национальность, должность, служебное положение и пр.);

- стереотипы (стандартный набор упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащий их односторонние описания, принимаемые за полные) и предрассудки (оценки; сложившиеся до того, как оформилось определенное мнение об объекте; в отличие от стереотипов предрассудки носят более массовый, общественный характер), присущие чел-ку.

К крuтерuальной основе поведения чел-ка относятся те устойчивые харак-ки его личности, которые определяют выбор, принятие решений чел-ком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совсем разные решения. И это будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, задающую их приоритеты и оценки происходящих событий. Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов:

- расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эфф-го упр-я и установления хороших отнош-й в колл-ве яв-ся 3 типа расположения удовлетвор-ть раб-й, увлечен-ть раб-й, приверженность орг-и;

- совокупность ценностей, разделяемых данным человеком. Ценности бывают двух видов - относящиеся к цели жизни, желаемым рез-там и относящиеся к средствам, используемым для достижения целей;

- верования, которых придерживается человек. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе инф-и, поступающей извне; часто верования возникают у чел-ка в рез-те способностей других людей убеждать в пра­воте их суждений, поэтому, хотя чел-к и принимает свои верования за истину, они не всегда полностью соответствуют действительности;

- принципы, которым человек следует в своем поведении. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

На поведение работников орг-и влияют и внешние факторы:

- круг общения, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, определяемым должностными обязанностями.

- роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальным психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии.

- статус - оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и неформальным

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: