Выступая в ролях управляющего, дипломата, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководителя любого ранга.
Лидерство - это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по двум социально- психологическим каналам:
. по каналу авторитета;
. по каналу харизматических свойств
В жизни это проявляется в добровольном признании исключительности лидера, что характеризуется в неуклонном следовании за ним, копировании его действий и поведения. Как только в организации появляется какая-либо группа, в ее структуре рождается свой лидер. Лидер необходим группе как символ единения, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими группами. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать «формальные» И «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера по четырем моделям:
1) «один из нас» - предполагается, что образ жизни лидера
идентичен образу жизни любого члена социальной группы;
2) «лучший из нас» - лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал;
3)«воплощение добродетелей» - лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать;
4)«оправдание наших ожиданий» - люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.
В деятельности лидера на первом плане должна стоять ориентация на человека.
Влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому процессом лидерства необходимо управлять. Процедура управления включает в себя:
. учет психологических закономерностей функционирования группы;
. учет предписанных группе целей производства;
. создание комбинации из неформальных и навязанных действий.
Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера. Лидерство оказывается включенным в систему управления по трем направлениям:
1) организация и коррекция деятельности работников:
. постановка ясных целей;
. координация усилий;
. очерчивание результатов;
. выполнение роли ведущего;
2) мотивирование деятельности подчиненных:
. воодушевление целенаправленного поведения;
. удовлетворение индивидуальных и Групповых потребностей;
. вселение уверенности;
. увлечение людей своим примером;
. создание групповой синергии;
3) обеспечение представительства группы:
. представление интересов группы за ее пределами;
. поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;
. определение перспективы развития группы.
Для успешного лидерства необходимо наличие власти. Власть - это возможность влиять на поведение людей. Влияние - это поведение индивида, вносящее изменение в поведение другого индивида.
Способы оказания влияния:
. через идеи;
. путем насилия и угроз.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:
. потребность, к которой апеллируют, должна быть актуальной;. человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
. человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
. человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.