_____________________ (это немножко теории из статьи Утлика. Если кому она не нужна, можете удалить)
В теории управления очень рано наметились две позиции: личностная и технологическая.
Личностная позиция отражает очевидные вещи: роль и функции руководителя предъявляют специфические требования к личности. Только обладая соответствующими качествами человек может возглавить коллективное дело, совершенствоваться в управлении той или иной организацией и вести ее к успехам. Жизненное назначение личностной концепции управления – создать научные условия для того, чтобы задачи отбора лидеров, организации их деятельности и их личностного роста решались адекватными методами. Ее теоретическая роль – развитие общепсихологической теории личности, обогащение ее данными о чертах психологии такой категории людей, как руководители – организаторы социальных процессов.
Технологическая позиция неизбежно приводит к узкому взгляду на человека как на средство решения производственных задач. Оттесняют деятельность человека на задний план, отождествляя функции управления с информационной технологией их выполнения. Даже такие вопросы, как управление персоналом, мотивация деятельности, организационное развитие, организационное поведение обсуждаются без признания социально-психологической природы их предмета.
|
|
Личностная позиция в психологии менеджмента исходит из того, что при всех обстоятельствах ключевым звеном системы управления организацией является руководитель. «Начальник» – начало коллективных дел. Руководитель по определению – динамичный, инициативный элемент в любом деле. Успех всякой организации зависит от качеств и действий лидеров, они определяют выживание и процветание в бизнесе, в государстве и обществе. Без руководителя ресурсы организации не станут производством.
В конце 1940-х годов Р. Стогдилл выделил десять главных менеджерских качеств, а именно: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость и общительность.
Среди тех, кто проводил серьезные исследования по личности руководителя, был Л.И.Уманский. В 60-е годы ХХ века в Курске он провел серию хорошо подготовленных экспериментов, позволивших более четко представить организаторские способности лидера. Речь шла о таких качествах, как «психологическая избирательность», «практический психологический ум», «психологический такт», «общественная энергичность», «требовательность», «критичность», «склонность к организаторской деятельности», а также способности к целеполаганию, прогнозированию, планированию, принятию управленческих решений. К числу организаторских были отнесены способности: коммуникативные, мотивирующие, контроля.
|
|
___________________________________
Качества менеджера – результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Способности, таким образом, являются скрытыми возможностями личности, которые могут раскрыться, а могут остаться нереализованными.
Стремление к доминированию, характерное для личности менеджера, проявляется, как правило, уже в детстве. Однако, процент таких детей невелик. Так же, как невелик процент необходимых обществу управленцев.
Зарубежные и отечественные специалисты (Д.Макклилланд, Ч.Маргерисон, Э.Канабадзе, П.Чисхольм, Б.Карлоф, М.Биркенбиль, В.Г.Зазыкин, А.П.Чернышев и др) предлагают много моделей личности эффективного менеджера.
Важнейшие личностные черты руководителя:
-стремление к доминированию;
-коммуникативные способности, умение работать и ладить с людьми;
-смелость, умение рисковать и брать на себя ответственность;
-способность предвидеть и желание не сдаваться ни при каких обстоятельствах;
-гибкость;
-знания и профессиональный опыт;
-умение создавать личную информационную систему, с помощью которой можно оценить возможные последствия принимаемых решений;
-энергия, сопутствующая деятельности;
-восприимчивость;
-любезность;
-ориентированность на результат;
-критичность;
-терпимость к ошибкам;
-обаятельность;
-эмоциональная устойчивость;
-готовность содействовать развитию других и др.
Показатели общей готовности к управленческой деятельности:
-степень разнородности используемых менеджером приемов и методов управления;
-способность решать нестандартные проблемы;
-способность мыслить масштабно, чуть шире масштабов своей деятельности;
-умение решать кадровые вопросы;
-умение адекватно оценивать деятельность своих подчиненных и перераспределять функции.
Управленческий персонал, или служащие, в основном заняты деятельностью с преобладающей долей интеллектуального труда. К служащим относится совокупность административно-управленческого, инженерно-технического и обслуживающего персонала.
Управленческий персонал также делится на две составные части: руководители (лица, юридически обеспеченные правом принятия решений и имеющие подчиненных) и специалисты.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить линейных руководителей, принимающих решения по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Среди специалистов выделяют функциональных специалистов управления, результатом труда которых является управленческая информация (экономисты, маркетологи, специалисты по рекламе и др.); специалистов-инженеров, результатом труда которых является конструкторско-технологическая или проектная информация (инженеры, технологи, конструкторы и др.); служащих, выполняющих административно-хозяйственные, учетные, канцелярские и другие функции, не требующие специальных технических знаний (машинистки, лаборанты, курьеры и др.).