Джозеф Пакстон(03.08.1801- 08.06.1865)

Введение

Предпосылки развития архитектуры ХХ

XIX век - время революционных изменений во многих областях жизни, так же это касается и архитектуры. В связи с этим ее история сложная. Промышленная революция, резкое повышение производства путем введения системы крупной фабричной промышленности внесли гораздо больше изменений в общественную жизнь, чем социальная революция во Франции.Строительство последних десятилетий 19 века шло по пути дальнейшего технического прогресса. Появились новые технологии в строительстве, был изобретен железный каркас, чугунные колонны, появилась возможность остеклять большие площади фасадов.

Стальной каркас

После того как в 1856 году был изобретен бессемеровский способ производства стали, архитектура обогатилась еще более прочным, высококачественным материалом.Применение металлического каркаса сделало возможным строительство во второй половине века в Соединенных Штатах высотных зданий — небоскребов. Увеличение этажности зданий было вызвано в основном резким повышением в условиях капиталистической Америки стоимости участков земли в центральных частях крупных городов.

Железобетон

Наряду с металлом во второй половине ХIХ столетия появляются новые прогрессивные материалы — бетон и железобетон, оказавшие воздействие на все дальнейшее развитие мировой архитектуры.Однако, несмотря на свои достоинства, железобетон стал внедряться в строительство не сразу — в основном лишь с 1890-х годов. В 1900-х годах случаи применения железобетонных конструкций для возведения зданий (главным образом промышленных) стали более многочисленными. Подлинный же размах строительство из железобетона приобрело с 1920х годов.

Джозеф Пакстон(03.08.1801- 08.06.1865)

Джозеф Пакстон родился 3 августа 1801 года в Бедфордшире в семье фермера. Свою карьеру он начал с обучения на садовника. Пакстон служил главным садовником и ландшафтным художником, а затем деловым агентом у герцогини Девонширской в Чатсворте.К 1831 разработал новаторские конструкции парниковых крыш (из дерева и стекла), позволяющие перекрывать большие пространства, причем для изготовления деревянных деталей изобрел специальные станки. Затем усовершенствовал эту систему, дополнив ее железными балками и столбами, в результате чего впервые в истории возникла легкая и прозрачная стекло-металлическая структура, позволяющая быстро возводить весьма крупные сооружения из готовых строительных блоков. В 1832 г. Пакстон первым доказал преимущества такой конструкции, в которой солнечные лучи утром и вечером проходят через стекло почти перпендикулярно. Это, как он считал, имело исключительно важное значение для выращивания плодов [1].

Хрустальный дворец ,Гайд-парк

Знаменитой постройкой индустриального направления можно считать т.н. Хрустальный дворец (рис.1) - колоссальный павильон, построенный в Гайд-парке в 1861 г. для Всемирной выставки.Выставка 1861 года была очень заметным событием, призванным продемонстрировать главенствующее положение Британии в мире. Открывала выставку сама королева Виктория, Он был огромен площадью свыше 90 000 кв.м., протяжённостью 564 м и высотой до 33 м (среди экспонатов выставки были и станки, и даже целые поезда), внутри спокойно помещались деревья и даже был настоящий фонтан. Дворец был собран из модульных элементов. Благодаря такой системе конструкций Хрустальный дворец быстро собирался и демонтировался.Его не разобрали после выставки: его передвигали и достраивали, и вероятно, павильон стоял бы и до сей поры, если бы не сгорел в 1936 г.

Конструкция Хрустального дворца выходила за рамки традиционной для того времени строительной практики, что породило в архитектуре новые формы и эстетические принципы. Большинство современников, воспринимали Хрустальный дворец не как архитектурное творение, а как рядовую постройку, лишенную красоты. Огромное внутреннее помещение построенного в Гайд-парке дворца было лишено перегородок.

Несмотря на эти внушительные размеры здания, его конструкция была простой. Основными ее элементами служили пустотелые чугунные колонны, соединенные связующими сквозными фермами, на которых держалась плоская крыша из застекленных панелей, образующих складчатый профиль.

Каркас здания образовывали опорные плиты для колонн, выступающие на 10 см над уровнем пола; сами колонны, возвышающиеся на 5,6 м над плитами; связующие звенья - каждое длиной около 1 м - для соединения колонн с фермами и желоба глубиной 15 см, расположенные на расстоянии 2,4 м друг от друга и поддерживающие остекленные листы размером 125 х 25 см, которые устанавливались на крыше с уклоном 2,5:1.

Вдоль главного нефа здание имело два яруса, причем конструкция верхнего яруса отличалась только тем, что колонны в нем были на 61 см короче, чем в нижнем ярусе. Там, где продольные пролеты и главный неф расширялись, поперечные балки соответственно удлинялись - в разных частях здания их длина составляла 7,3, 14,6 и 22 м.

Единственными сложными элементами этой простой каркасной конструкции были сводчатое перекрытие диагональные стержни из ковкого железа, служившие для повышения жесткости всего сооружения. Эти стержни диаметром 24 и 19,4 мм закреплялись соответственно между колоннами на наружных стенах и между основными арочными ребрами свода трансепта. В середине стержни стягивались железными кольцами, и благодаря этому они придавали жесткость каркасу всего здания, не имевшего внутренних [2].

Чугунные дома

В период индустриализации Нью-Йорка в моду вошли так называемые «чугунные дома», которые как нельзя лучше соответствовали потребностям развивающегося города середины XIX века. Впервые чугунные конструкции в строительстве появились в Англии еще в середине XVIII века, но широкое распространение они получили только после 1851 года, когда архитектор Джозеф Пакстон построил с их помощью в Лондоне выставочный павильон под названием Хрустальный дворец.

Применение чугунных колонн и балок облегчило общий вес зданий, что давало возможность увеличить их высоту и прочность. Чугунные стойки применялись в сочетании с камнем, кирпичом и деревом. Несколько позднее в конструкции промышленных зданий чугунные опоры сочетались со сводчатыми кирпичными перекрытиями.Металлические каркасы домов отливали на заводе по чертежам архитектора и быстро собирали на строительных площадках. Это значительно удешевляло стоимость всего проекта. Кроме того, в Нью-Йорке, где пожары были распространенным бедствием, немаловажной оказалась огнеупорность «металлических домов». Чугунное литье позволяло украсить дома оригинальными декоративными элементами. Чугунные балясины, карнизы, маскароны (водостоки в виде львиных голов), ажурные наличники окон, порталы дверей, лестничные и балконные перила, оконные решетки и многое другое расширили арсенал архитекторов. Ярчайшим выражением и примером «Чугунных домов» стал район Сохо[3].

Хевут-билдинг

Хевут-билдинг (рис.2) (построен архитектором Джоном Гайнором в 1857 году как офисный и торговый дом для компании Хевур – известного в мире производителя и поставщика резного стекла, зеркал, люстр и декоративной керамической плитки.

Дом интересен и тем, что при его строительстве впервые литые чугунные конструкции использовались не только как декоративные элементы, но и как несущий каркас дома. Также впервые в Хевут-билдинге был сооружен пассажирский лифт на гидравлической тяге (на его крыше до сих пор сохранилась деревянная бойлерная бочка). В середине XIX века это был один из самых современно оснащенных домов, который благодаря своей конструкции считается прототипом небоскребов [3].

Литэлсингер билдинг

ЛитэлСингерБилдинг(рис.2), построенный в 1904 году для офиса компании Зингер. Архитектор Эрнест Флаггпостроил L-образный дом.УЛитэлСингер Билдингдва фасада, не смыкающиеся на углу, а отделенные друг от друга несколькими домами [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: