Расчет зубчатой передачи редуктора

Выбираем материалы для зубчатых колес:

Для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твердость HB 230; для колеса – сталь 45, термообработка – улучшение, твердость – HB 200.

Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес из указанных материалов рассчитываем по формуле: [σ H] = σ H lim b K HL / [S H]

Для шестерни:

H1] = = ≈ 482 МПа.

Для колеса:

H2] = = ≈ 482 МПа.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение:

H] = 0,45 · ([σ H1] + [σ H2]) = 0,45 · (482+428) = 410 МПа.

Примем коэффициент ширины венца = 0,4.

Коэффициент К, примем по таблице 3.1 [1], принимаем значение этого коэффициента, как в случае несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев: К = 1,2.

Определяем межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле:

= Kα*(u+1) = =112.5 мм

Принимаем ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66

мм

Определяем нормальный модуль:

mn = (0.01 ÷ 0.02) = (0,01 ÷ 0,02) · 100 = 1÷2 мм.;

Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 2 (мм).

Определим число зубьев шестерни:

Примем предварительный угол наклона зубьев β = 10о;

z1 = = = 19

Принимаем z1 = 19, тогда z2 = z1 · u = 19 · 3.15 =60

Уточняем значение угла наклона зубьев:

cos β = = =0.79;

угол β =37 8’

Определяем основные размеры шестерни и колеса:

Делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = = = 48 мм;

d2 = = = 152 мм.

Проверка: аω = = = 100 мм.

Диаметры вершин шестерни и колеса:

dа1=d1+2*mn=48+2·2=52мм;

dа2 = d2 + 2*mn = 152 + 2·2 = 156мм.

Диаметры впадин шестерни и колеса:

- 2.5 mn =52-2.5*2 = 47 мм

- 2.5 mn = 156-2.5*2 = 151 мм

Ширина колеса и шестерни:

b2 = ψba* = 0,4·100 = 40 мм;

b1 = b2 + 5 =80 + 5 = 45 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

= = =1.13

Определяем окружную скорость колес:

V = = = 3.6м/с.

Степень точности передачи: для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности.

Определяем коэффициент нагрузки:

По табл. 3.5 [1] при = 1.13, твердости НВ < 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент =1,07

По табл. 3.4 [1] при V= 4.85 м/с, и 8-й степени точности коэффициент =1,11.

По табл. 3.6 [1] для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэффициент =1,0.

KH = = 1.07*1.11*1,0 = 1,1877.

Проверяем контактные напряжения:

σH = =18.743 МПа

что менее [σ H] = 410 МПа.

Определяем силы в зацеплении:

Окружная: Ft = = = 1708.33 Н.

Радиальная: Fr = Ft = 1708.33 =787 H.

Осевая: Fa = Ft *tg β = 1708.33* 0.776 = 1325 H.

Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

.

Коэффициент нагрузки: =

По табл. 3.7 [1] при = 1.13, твердости НВ <350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент ≈ 1.27.

По табл. 3.8 [1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости до 3 м/с коэффициент = 1,45.

=

Коэффициент, учитывающий форму зуба, зависит от эквивалентного числа зубьев ;

у шестерни = = ≈39;

у колеса = = ≈122;

Коэффициенты =3.71; = 3.60.

Коэффициенты =1- = 0.85;

= = = 0.92, где среднее значение коэффициента торцового перекрытия = 1,5; степень точности n = 8.

Определяем допускаемое напряжение при проверке на изгиб:

По табл. 3.9 [1] для стали 45 улучшенной предел выносливости при нулевом цикле изгиба = 1,8 НВ.

Для шестерни: = 1,8 · 230 = 415 МПа;

для колеса: = 1,8 · 200 = 360 МПа.

Коэффициент безопасности: [SF] = [SF]’*[SF]”.

По табл. 3.9 [SF]’ = 1,75 для стали 45 улучшенной; коэффициент [SF]” = 1 для поковок и штамповок. [SF] = 1,75.

Допускаемое напряжение:

для шестерни: = = 237 МПа;

для колеса: = = 206 Мпа.

Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем отношения:

для шестерни = 53.881МПа;

для колеса = 57.222 МПа.

Проверку на изгиб проводим для колеса:

.

 

75МПа < 206 МПа.

Условие прочности выполнено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: