Выбираем материалы для зубчатых колес:
Для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твердость HB 230; для колеса – сталь 45, термообработка – улучшение, твердость – HB 200.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес из указанных материалов рассчитываем по формуле: [σ H] = σ H lim b K HL / [S H]
Для шестерни:
[σ H1] =
=
≈ 482 МПа.
Для колеса:
[σ H2] =
=
≈ 482 МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение:
[σ H] = 0,45 · ([σ H1] + [σ H2]) = 0,45 · (482+428) = 410 МПа.
Примем коэффициент ширины венца
= 0,4.
Коэффициент КHβ, примем по таблице 3.1 [1], принимаем значение этого коэффициента, как в случае несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев: КHβ = 1,2.
Определяем межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле:
= Kα*(u+1)
=
=112.5 мм
Принимаем ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66
мм
Определяем нормальный модуль:
mn = (0.01 ÷ 0.02)
= (0,01 ÷ 0,02) · 100 = 1÷2 мм.;
Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 2 (мм).
Определим число зубьев шестерни:
Примем предварительный угол наклона зубьев β = 10о;
z1 =
=
= 19
Принимаем z1 = 19, тогда z2 = z1 · u = 19 · 3.15 =60
Уточняем значение угла наклона зубьев:
cos β =
=
=0.79;
угол β =37
8’
Определяем основные размеры шестерни и колеса:
Делительные диаметры шестерни и колеса:
d1 =
=
= 48 мм;
d2 =
=
= 152 мм.
Проверка: аω =
=
= 100 мм.
Диаметры вершин шестерни и колеса:
dа1=d1+2*mn=48+2·2=52мм;
dа2 = d2 + 2*mn = 152 + 2·2 = 156мм.
Диаметры впадин шестерни и колеса:
- 2.5 mn =52-2.5*2 = 47 мм
- 2.5 mn = 156-2.5*2 = 151 мм
Ширина колеса и шестерни:
b2 = ψba*
= 0,4·100 = 40 мм;
b1 = b2 + 5 =80 + 5 = 45 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
=
=
=1.13
Определяем окружную скорость колес:
V =
=
= 3.6м/с.
Степень точности передачи: для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности.
Определяем коэффициент нагрузки:
По табл. 3.5 [1] при
= 1.13, твердости НВ < 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент
=1,07
По табл. 3.4 [1] при V= 4.85 м/с, и 8-й степени точности коэффициент
=1,11.
По табл. 3.6 [1] для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэффициент
=1,0.
KH =
= 1.07*1.11*1,0 = 1,1877.
Проверяем контактные напряжения:
σH =
=18.743 МПа
что менее [σ H] = 410 МПа.
Определяем силы в зацеплении:

Окружная: Ft =
=
= 1708.33 Н.
Радиальная: Fr = Ft
= 1708.33
=787 H.
Осевая: Fa = Ft *tg β = 1708.33* 0.776
= 1325 H.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
.
Коэффициент нагрузки:
= 
По табл. 3.7 [1] при
= 1.13, твердости НВ <350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент
≈ 1.27.
По табл. 3.8 [1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости до 3 м/с коэффициент
= 1,45.
= 
Коэффициент, учитывающий форму зуба, зависит от эквивалентного числа зубьев
;
у шестерни
=
=
≈39;
у колеса
=
=
≈122;
Коэффициенты
=3.71;
= 3.60.
Коэффициенты
=1-
= 0.85;
=
=
= 0.92, где среднее значение коэффициента торцового перекрытия
= 1,5; степень точности n = 8.
Определяем допускаемое напряжение при проверке на изгиб:

По табл. 3.9 [1] для стали 45 улучшенной предел выносливости при нулевом цикле изгиба
= 1,8 НВ.
Для шестерни:
= 1,8 · 230 = 415 МПа;
для колеса:
= 1,8 · 200 = 360 МПа.
Коэффициент безопасности: [SF] = [SF]’*[SF]”.
По табл. 3.9 [SF]’ = 1,75 для стали 45 улучшенной; коэффициент [SF]” = 1 для поковок и штамповок. [SF] = 1,75.
Допускаемое напряжение:
для шестерни:
=
= 237 МПа;
для колеса:
=
= 206 Мпа.
Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение
меньше. Найдем отношения:
для шестерни
= 53.881МПа;
для колеса
= 57.222 МПа.
Проверку на изгиб проводим для колеса: 
.
75МПа < 206 МПа.
Условие прочности выполнено.






