Перспективы развития нетарифного регулирования

Сегодня в многосторонней торговой системе все большую долю среди всех торговых ограничений занимают нетарифные барьеры. Одной из причин этого являются результаты переговоров по либерализации торговли, проведенных в рамках ВТО в ходе Уругвайского раунда. Связано это с тем, что в настоящее время нетарифные барьеры остаются одним из немногих способов защитить внутренний рынок, однако не все из них dejure и defacto соответствуют правилам, установленным соглашениями ВТО.

При этом объем и содержание понятия «нетарифные барьеры» остаются не определёнными, несмотря на широкое обсуждение проблематики таких торговых препятствий на всех международных консультативных площадках, занимающихся вопросами торговли. Так, ОЭСР относит к нетарифным барьерам все препятствия в торговле, которые не касаются тарифов. ЮНКТАД, в свою очередь, рассматривает нетарифные барьеры как меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на оба показателя одновременно[21].

Также ЮНКТАД в 2010 г. разработал достаточно обширную классификацию мер нетарифного регулирования в целом, которая разделяет их на 16 отдельных типов. Наряду с хорошо известными мерами, такими как санитарные и фитосанитарные меры (СФС), технические барьеры в торговле (ТБТ), таможенные процедуры, квоты и лицензирование, в список нетарифных мер ЮНКТАД также вошли меры ценового контроля, дополнительные налоги и сборы, меры, влияющие на конкуренцию, финансовые меры, субсидии и другие[22].

Эксперты отмечают, что международная торговля перестала быть игрой тарифов и превратилась в соревнование качества, стандартов и соответствия требованиям глобального рынка. Экспортеры, в особенности из развивающихся стран, ощущают это в наибольшей степени, поскольку им приходится ежедневно бороться с так называемыми нетарифными мерами для достижения международной конкурентоспособности.

С 2010 г. Центр международной торговли (ЦМТ) работает с частным сектором из развивающихся стран, собирая информацию о различных препятствиях в торговле, с которыми сталкивается бизнес-сообщество в этих странах. Проект был запущен, чтобы повысить прозрачность нетарифных мер посредством распространения соответствующей информации и проведения анализа нетарифных препятствий в торговле. Конечной целью проекта является уменьшение или устранение этих барьеров и таким образом улучшение условий для ведения бизнеса. В странах Африки к югу от Сахары исследование ЦМТ по нетарифным мерам уже проведено в Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуаре, Гвинее, Кении, Мадагаскаре, Малави, Маврикии, Сенегале, Руанде и Танзании.

Страны-бенефициарии уже используют результаты опросов, проведенных ЦМТ в отношении нетарифных мер, с целью устранения препятствий для ведения торговли. Например, в 2013 г. таможенные органы Маврикия отменили необходимость получать разрешение Чайного совета на импорт чая ройбуш. Сенегальское агентство развития экспорта использует результаты и рекомендации опроса ЦМТ в своем стратегическом плане продвижения экспорта на 2014-2017 годы. Подобным образом Правительство Мадагаскара планирует внедрить некоторые результаты опроса в свою торговую политику и торговые переговоры. Опросы ЦМТ по нетарифным мерам также часто используются для информирования партнеров по развитию о работе друг друга, например, в рамках исследования по вопросу торговой интеграции в Малави[23].

На сегодняшний день в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) полным ходом идет работа по устранению или смягчению широкого спектра нетарифных барьеров во взаимной и внешней торговле, которые в значительной степени соответствуют классификации ЮНКТАД, но не полностью совпадают с ней. В частности, в соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе комплекс мер нетарифного регулирования включает в себя:

- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

- автоматическое лицензирование (мониторинг) экспорта и (или) импорта товаров;

- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

При этом стоит отметить, что данный комплекс мер направлен в первую очередь на регулирование иностранных товаров, произведенных за пределами единого рынка ЕАЭС.

Другие положения Договора предусматривают работу по устранению нетарифных барьеров в отношении как внутренних, так и иностранных товаров в сфере СФС (раздел XI), ТБТ (раздел X), таможенных процедур (раздел VIII), в том числепредотгрузочных инспекций и других формальностей, а также по применению классического набора инструментов торговой политики (раздел IX), включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

В то же время вопросы, касающиеся применения субсидий (до 2018 г.) и мер, связанных с правом интеллектуальной собственности, а также ограничений на распространение товаров, послепродажное обслуживание и государственные закупки (для иностранных компаний, учрежденных за пределами ЕАЭС), продолжают регулироваться странами-участницами Союза на национальном уровне. Таким образом, эти и некоторые другие нетарифные меры, входящие в классификацию ЮНКТАД, сегодня не в полной мере относятся к компетенции ЕАЭС и/или не входят в полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).[24]

Данная ситуация негативно сказывается на эффективности работы интеграционного объединения и его органов (в частности ЕЭК) по устранению нетарифных барьеров. Еще больше этот процесс отягощается тем фактом, что регулирование торговли услугами (и соответственно работа по устранению барьеров в торговле услугами) практически полностью выходит за рамки полномочий ЕАЭС. Кроме того, ЕЭК ограничена в своих полномочиях не только по принципу конкретных типов мер, но и по товарам, на которые они распространяются.

Следует отметить, что ЕЭК имеет достаточно положительный послужной список во внедрении новых мер регулирования торговли (включая тарифные и нетарифные меры), большинство из которых не являются ограничительными, что подтверждается данными ресурса GlobalTradeAlert.

Так, количество «зеленых» мер (недискриминационных, основанных на принципе режима наибольшего благоприятствования), принятых ЕЭК с 1 января 2012 г. по 1 августа 2015 г., насчитывает порядка 53, против 4 мер Беларуси, 2 мер Казахстана и 44 мер России. При этом в тот же период Беларусь ввела 90 «красных» мер (дискриминационных и вступивших в силу), Казахстан - 15 мер и Россия - 182 меры, против 50 мер, введённых ЕЭК.[25]

В целом на основе приведенных данных GlobalTradeAlert можно сделать вывод о том, что соотношение новых ограничительных мер к неограничительным мерам у национальных органов выше, чем у ЕЭК за весь период ее существования. Данный послужной список является очередным позитивным сигналом, который подчеркивает перспективность ЕЭК как площадки по дальнейшей либерализации внутреннего рынка и успешному снижению нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС.

В этой связи и, несмотря на ограниченные полномочия, в соответствии с Распоряжением №7 Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 г., ЕЭК продолжает работу по выявлению и устранению взаимных барьеров во внутренней торговле ЕАЭС. Для целей систематизации этой деятельности ЕЭК подготовила собственную классификацию категорий препятствий во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС, которая включает в себя барьеры, изъятия и ограничения. Стоит отметить, что по возможности такие препятствия также классифицируются и в соответствии с перечнем нетарифных мер ЮНКТАД[26].

C целью оценки результатов уже проделанной работы в сфере устранения нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС, Евразийский банк развития (ЕАБР) совместно с ЕЭК в этом году провел соответствующее исследование.

В целом расчеты, приведенные в анализе ЕАБР, показали, что российские и казахстанские экспортеры в большей степени подвержены ограничительному влиянию нетарифных барьеров на торговлю с государствами-членами ЕАЭС, чем белорусские предприятия-экспортеры. В частности, серьезные ограничения былизафиксированы при поставках товаров текстильного и швейного производства, пищевых продуктов, обуви и изделий из кожи в Республику Беларусь. Также казахстанские промышленники сталкиваются с заметными трудностями при экспорте продукции машиностроительного комплекса в Республику Беларусь[27].

Кроме того, вне зависимости от направления торговли в рамках ЕАЭС существенные затруднения возникают при экспорте товаров химической промышленности, а также резиновых и пластмассовых изделий. Данные ЕАБР позволяют сделать вывод о том, что в рамках Союза действует неравное регулирование.

В качестве последних примеров работы ЕЭК в выравнивании регулирования можно привести устранение повышенной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации применительно к сокам для детского питания, ввозимым в упаковках объемом более 0,35 литра, а также отмену института «специмпортёров» в отношении рыбы и рыбной продукции в Республике Беларусь.

Важный вывод, который был сделан исследователями ЕАБР, заключается в том, что даже относительно небольшое уменьшение нетарифных барьеров (на 10% кумулятивно) оказывает заметное положительное влияние на благосостояние граждан и предприятий в ЕАЭС.

Также доклад ЕАБР отмечает различный уровень выгоды, которую могут получить государства-члены ЕАЭС от снижения нетарифных барьеров. Так, у Беларуси он ожидается наиболее существенным - в среднесрочной перспективе ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние населения кумулятивно на 7,3%. Выгода Казахстана выражается в росте ВВП на 0,7% и благосостояния населения на 1,3% соответственно. Россию, в соответствии с тем же сценарием ЕАБР, ожидает рост ВВП на 0,2% и благосостояния населения на 0,5%[28].Кроме того, расчеты ЕАБР показывают, что снижение нетарифных барьеров на пространстве ЕАЭС окажет положительное влияние на белорусское и казахстанское машиностроение, белорусское химическое производство и металлургию, а также на российскую пищевую промышленность, сельское хозяйство и производство кожи и изделий из нее.

Европейский союз, как одно из наиболее продвинутых экономических интеграционных объединений, часто используется в качестве образца руководством ЕЭК и государствами-членами ЕАЭС при формировании стратегии дальнейшего развития Союза[29].

В исследовании NatalieChen и DennisNovy, базирующемся на анализе 166 промышленных предприятий в 11 странах-членах ЕС за период 1999-2003 гг, приводится ряд доказательств, указывающих на то, что во внутренней торговле ЕС до сих пор существует значительное количество нетарифных барьеров. И это несмотря на полное устранение тарифов и квот в 1968 г. и введение Программы единого рынка (SMP) в середине 1980-х годов.

Исходя из информации, содержащейся в базе данных Секретариата ВТО I-TIP по мерам торговой политики, по состоянию на сегодняшний день Европейский союз применяет около 412 мер нетарифного регулирования. Из них 26% мер являются антидемпинговыми, 2,5% - компенсационными мерами, 5% - количественными ограничениями, 26% - СФС, 6,5% - специальными защитными мерами и 34% - ТБТ.

Для сравнения: у стран-участниц Содружества независимых государств, которые также являются членами ВТО, эти пропорции несколько отличаются, а общееколичество мер составляет 400. Так, 16% мер являются антидемпинговыми, 27% - количественными ограничениями, 3% - защитными мерами, 39% - СФС и 15% - ТБТ.[30]

Возвращаясь к работе Chen и Novy, стоит отметить, что в качестве нетарифного барьера они также рассматривают и вопрос НДС. Проблема заключается в существенной разнице как в размере ставки налога среди стран-членов ЕС, так и в разной политике обложения НДС конкретных категорий товаров. В ЕАЭС эта проблема также существует, но не является настолько острой, как в ЕС, из-за относительно небольшой разницы в налоговой политике государств-членов. Те же проблемные вопросы, которые эпизодически возникают на пространстве ЕАЭС, оперативно решаются, как в указанном ранее примере с детским питанием.

Одним из перспективных инструментов, который мог бы быть внедрен на пространстве ЕАЭС, является европейский консультативный сервис по вопросам внутреннего рынка SOLVIT. Эта рекомендательная система состоит из обширной сети координационных центров, которые располагаются во всех странах-членах Евросоюза, а также в большинстве стран ЕАСТ.


Заключение

 

Увеличение нетарифных правил и регулирований - сегодняшняя реальность, с которой сталкиваются производители, импортеры и экспортеры во всем мире. Само понятие «нетарифные меры» охватывает практически любые меры, которые не являются таможенными пошлинами и могут оказывать влияние на торговые потоки. При этом нетарифные меры могут быть направлены как на достижение законных целей, таких как защита здоровья человека, животных и растений, так и на установление ограничений в международной торговле. Временами даже законные меры, например, технические регламенты и санитарные и фитосанитарные требования, становятся существенными препятствиями для доступа товаров на зарубежные рынки. Соответственно, неоправданные нетарифные меры могут подрывать достигнутые результаты либерализации международной торговли.

В связи с отсутствием общепринятого и нормативно зафиксированного определения нетарифного регулирования научная ценность проанализированных классификаций состоит в формировании единообразного подхода к определению объекта исследования - понятия «нетарифные меры». В практическом плане выработка общепринятого понятийного аппарата является необходимым условием достижения международных договоренностей по вопросам торговой политики. В соответствии с логикой унификации правил международной торговли основным вариантом классификации нетарифных мер становится схема, разработанная ВТО.

В настоящее время роль нетарифных мер регулирования внешней торговли как достаточно эффективного инструмента протекционизма возросла. Среди них, в свою очередь, особое значение приобрели антидемпинговые меры, и прежде всего антидемпинговые пошлины, направленные против иностранных компаний, осуществляющих поставку товаров по бросовым ценам.

Нетарифные меры регулирования регламентируются довольно широкой законодательной базой. В соответствии с законодательной базой осуществляется механизм реализации мер нетарифного регулирования, путем проверки разрешительных документов.

В 2014 году против России были введены санкции которые повлекли за собой эмбарго на поставки продуктов питания из различных стран (ЕС, США), что негативно отразилось на наших отношениях со странами участницами ЕАЭС в особенности с Республикой Беларусь. По состоянию на 1 апреля 2016 года Белоруссией на товары из России введены такие нетарифные меры как, санитарные и фитосанитарные меры, а также другие нетарифные меры.

Наличие нетарифных барьеров во взаимной торговле стран-членов ЕС не должно стать аргументом в пользу сдерживания более амбициозной повестки данной работы в рамках ЕАЭС. Напротив, учитывая достаточно удручающее состояние дел по устранению нетарифных барьеров в других интеграционных объединениях (например, МЕРКОСУР и в меньшей степени АСЕАН), а также принимая во внимание относительную «молодость» ЕАЭС, у государств-членов есть возможность создать новую модель взаимодействия по устранению подобных барьеров.

Такая модель взаимодействия должна с одной стороны включать передовой опыт ЕС, а с другой принимать в расчет политико-экономические особенности развивающихся государств и стран с переходной экономикой. Эта модель может потенциально стать образцом для прочих неевропейских интеграционных объединений. В частности, она могла бы показать, что устранение нетарифных барьеров не только возможно, но и положительно влияет на рост торговли и экономики в целом.

Как уже было отмечено, одним из ограничений, с которыми приходится сталкиваться международным служащим ЕЭК и государствам-членам ЕАЭС в рамках работы по устранению нетарифных барьеров, является отсутствие достаточных полномочий. При этом ЕЭК имеет высокий потенциал стать двигателем либерализации торговли, что подтверждается историей ее торговой политики. К сожалению, без передачи соответствующих дополнительных полномочий на наднациональный уровень работа по устранению нетарифных барьеров в ЕАЭС, особенно в сфере услуг, останется менее продуктивной и амбициозной, чем потенциально может быть.


Список использованной литературы

 

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС Консультант Плюс

2. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Подписан в г. Минске 10.10.2014) (с изм. от 11.04.2017) // СПС Консультант Плюс

3. Приказ ФТС России от 06.03.2014 N 404 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2014 N 31902) // СПС Консультант Плюс

4. Арский А.А. Запреты и ограничения во внешней торговле государств-членов Таможенного союза: учебное пособие. - М., - 2012. – 588 с.

5. Бавланкулова Д.Д. Современные тенденции нетарифного регулирования международной торговли и всемирная торговая организация // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. -№ 6. - С. 75-78.

6. Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 49.- С. 65-69.

7. Дорошенко К.А., Егорова Л.И., Чуц М.К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. - 2013. -№ 13. - С. 87-93

8. Дубровская А.А. Роль и место нетарифных методов в таможенной политике РФ // Экономика и социум. -2017. - № 2 (33). - С. 430-433.

9. Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 2 (38). - С. 44-49.

10. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2. - С.2-20

11. Егорова Л.И., Ковтун Ю.В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2013. - № 1-2 (13-14). - С. 130-135.

12. Заболоцкая В.В., Карапетян, М.В. Исследование проблем государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России в контексте обеспечения экономической безопасности // Экономика: теория и практика. - 2015. - №4. - С. 71-76.

13. Кулешов А. В. Торговые ограничения и запреты: учебное пособие. - СПб: РИО СПб филиала Рта, 2011. - 456 с.

14. Курочкина И.Г. Международная торговля и конъюнктура мировых товарных рынков. Учебное пособие: учебное пособие.- Симферополь: Издательство «ДИАЙПИ», 2015. - 212 с.

15. Портал Внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures

16. Официальный сайт Центра Сертификации и Метрологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rossgr.ru/

17. Пономаренко Л.В., Хушт М. А. Тенденции развития торгово­экономических отношений России и Франции в условиях политического кризиса// Экономика: теория и практика. - 2016. - № 4(44) - С. 16-20

18. Тараненко П.А. Нетарифное регулирование внешней торговли в странах европейского союза // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 512-513

19. Чумадина А.О., Яковенко В.В. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования // Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017.- С. 181-184.

20. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. - 2015.- № 1(37) - С. 26-38

21. Шнирков О. И. Торговая политика Европейского Союза: монография. - М.: Фабиос, 2015. - 152 с.

 


[1]Кулешов А. В. Торговые ограничения и запреты: учебное пособие. - СПб: РИО СПб филиала Рта, 2011. – С. 58

[2]Шнирков О. И. Торговая политика Европейского Союза: монография. - М.: Фабиос, 2015. – С.58

[3]Курочкина И.Г. Международная торговля и конъюнктура мировых товарных рынков. Учебное пособие: учебное пособие.- Симферополь: Издательство «ДИАЙПИ», 2015. – С. 87

[4]Шнирков О. И. Торговая политика Европейского Союза: монография. - М.: Фабиос, 2015. – С.69

[5] Тараненко П.А. Нетарифное регулирование внешней торговли в странах европейского союза // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 512-513.

[6]Портал Внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures

[7] Тараненко П.А. Нетарифное регулирование внешней торговли в странах европейского союза // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 512-513.

[8]Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 2 (38). - С. 44-49.

[9] Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2. - С.2-20

[10]Дорошенко К.А., Егорова Л.И., Чуц М.К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. - 2013. -№13. - С. 87-93

[11]Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. - 2015.- № 1(37) - С. 26-38

[12] Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2. - С.2-20

[13]Егорова Л.И., Ковтун Ю.В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2013. - № 1-2 (13-14). - С. 130-135.

[14]Пономаренко Л.В., Хушт М. А. Тенденции развития торгово­экономических отношений России и Франции в условиях политического кризиса// Экономика: теория и практика. - 2016. - № 4(44) - С. 16-20

[15]Пономаренко Л.В., Хушт М. А. Тенденции развития торгово­экономических отношений России и Франции в условиях политического кризиса// Экономика: теория и практика. - 2016. - № 4(44) - С. 16-20

[16]Заболоцкая В.В., Карапетян, М.В. Исследование проблем государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России в контексте обеспечения экономической безопасности // Экономика: теория и практика. - 2015. - №4. - С. 71-76.

 

[17] Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Подписан в г. Минске 10.10.2014) (с изм. от 11.04.2017) // СПС Консультант Плюс

[18]Приказ ФТС России от 06.03.2014 N 404 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2014 N 31902) // СПС Консультант Плюс

[19] Арский А.А. Запреты и ограничения во внешней торговле государств-членов Таможенного союза: учебное пособие. - М., - 2012. - С. 38.

[20] Официальный сайт Центра Сертификации и Метрологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rossgr.ru/

[21]Тараненко П.А. Нетарифное регулирование внешней торговли в странах европейского союза // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 512-513.

[22]Чумадина А.О., Яковенко В.В. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования // Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017.- С. 181-184.

[23]Чумадина А.О., Яковенко В.В. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования // Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017.- С. 181-184.

[24] Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 49.- С. 65-69.

[25] Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 49.- С. 65-69.

[26] Дубровская А.А. Роль и место нетарифных методов в таможенной политике РФ // Экономика и социум. -2017. - № 2 (33). - С. 430-433.

[27]Тараненко П.А. Нетарифное регулирование внешней торговли в странах европейского союза // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 512-513.

[28] Чумадина А.О., Яковенко В.В. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования // Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017.- С. 181-184.

[29] Чумадина А.О., Яковенко В.В. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования // Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017.- С. 181-184.

[30] Бавланкулова Д.Д. Современные тенденции нетарифного регулирования международной торговли и всемирная торговая организация // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. -№ 6. - С. 75-78.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: