Понятие и сущность нетарифного регулирования

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. 5

1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования. 5

1.2 Инструменты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 10

Глава 2. Правовые основы и перспективы развития нетарифного регулирования в РФ 16

2.1. Анализ нормативно-правовой базы нетарифного регулирования. 16

2.2. Перспективы развития нетарифного регулирования. 20

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 32

 


Введение

 

В современный период развития российской экономики, очень сильно зависимой от изменения внешнеполитического вектора, возникает необходимость системного исследования инструментов, применяемых нашей страной в ответ на зарубежные санкции, с целью оценки их эффективности. Реализации поставленной цели предшествует исследование теоретических аспектов и нормативных основ регулирования внешней торговли, принятых в международной практике. В данном контексте прежде всего исследованию подлежат наиболее популярные на сегодняшний день инструменты нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во внешнеэкономической деятельности большинства стран используются тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенные тарифы представляют собой один из самых важных инструментов внешнеторговой политики, но в последние годы их роль постепенно ослабевает. В процессе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Нетарифные меры, которые применяются во внешнеторговой политике, разнообразны, также можно отметить, что их роль по мере снижения таможенных тарифов не снижается, а возрастает.

Наиболее распространёнными считаются те методы нетарифного регулирования, которые направлены на прямое количественное ограничение: квотирование и лицензирование. Актуальность данной проблемы определяется защитой внутреннего рынка от конкуренции с зарубежными производителями товаров, поступающими на отечественный рынок Российской Федерации.

Объектом исследования является система нетарифных мер регулирования международной торговли.

Предметом исследования является опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли в таможенной практике в РФ и зарубежных странах.

Целью курсовой работы является изучение нетарифных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и сущность нетарифного регулирования;

- изучить инструменты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- проанализировать нормативно-правовую базу нетарифного регулирования;

- определить перспективы развития нетарифного регулирования.

Теоретической основой исследования послужили труды в области внешнеэкономической деятельности, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования международной торговли.

Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых методы системного, исторического, сравнительного анализа, а также подхода предполагающего изучения проблемы на микро- и макроуровне.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава 1. Теоретические аспекты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Понятие и сущность нетарифного регулирования

 

Постепенное снижение уровня тарифных барьеров стран, усиление глобализационных процессов вывели на первый план нетарифные меры регулирования внешней торговли, в качестве наиболее эффективных средств для защиты рынка. Эту тенденцию можно особенно отчетливо наблюдать в последние годы в силу не определенных возможностей применения и многократного или длительного использования нетарифных барьеров по отношению к одному и тому же товару. При этом необходимо отметить, что в мировой практике отсутствует как таковое, единое определение нетарифных методов, барьеров, их классификация. Все это лежит в основе всех тех проблем, с которыми постоянно сталкиваются как государственные органы власти, так и участники внешнего рынка при урегулировании спорных моментов применения нетарифных методов внешней торговли.

Методологии классификации и оценки последствий нетарифного регулирования внешней торговли посвятили свои научные работы такие ученые, как: А. Дирдорф, Р. Стерн, Р. Балдвин, Л. Дюбуа, О. Шнирков и др. Хотя анализ исследований авторов в основном теоретический, они предлагают систему классификации, которая, по сути, включает цену (за исключением тарифов) и количественные меры.

Тарифные и нетарифные меры регулирования впервые были обобщены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило нетарифное регулирование как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли»[1].

По мнению европейских ученых, нетарифное регулирование - это, прежде всего, установленные государством меры, направленные на изменение эластичности спроса на импорт и обеспечение эффективной конкурентной политики[2].

Под мерами нетарифного регулирования понимается система методов, применяемых государством для регулирования внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным инструментам. Несмотря на то, что таможенные тарифы продолжают оставаться ключевым инструментом, их роль ослабевает. Нетарифные меры являются менее открытыми, поэтому дают правительству больше возможностей для произвольных действий.

Возможность интеграции нетарифных мер предусмотрена рядом международных соглашений, если существует необходимость в:

· Ограничении импорта или экспорта того или иного товара, способного нанести вред здоровью граждан или окружающей среде.

· Ограничении импорта для поддержки товаров отечественного производителя.

· Защите культурных ценностей государства, а также общепринятой морали.

· Обеспечении внутренней безопасности.

· Введении антидемпинговых мер (импортируемый товар имеет гораздо более низкую рыночную стоимость, что грозит подорвать конкуренцию и вылиться в отраслевую монополию).

Согласно классификации, принятой ЮНКТАД, выделяют 7 групп нетарифных мер. Это группа мер ценового контроля, группа мер финансового контроля, группа мер автоматического лицензирования, группа мер количественных ограничений, группа монопольных меры, группа технических мер и группа прочих мер в отношении чувствительных товаров.

В соответствии с классификацией принятой ВТО, нетарифные меры подразделяются на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей[3].

Рисунок 1 – Классификация мер нетарифного регулирования

 

Зачастую, использование нетарифных методов внешней торговли, особенно это касается количественных ограничений, даже с либеральным таможенным режимом может привести к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Вступивший в силу в декабре 2009 г. Лиссабонский договор, привел к значительным изменениям в правовой и институциональной базах для ЕС в сферах торговли и инвестиционной политики. Среди конкретных предложений договора следующие: углубить торговые отношения со стратегическими партнерами, в т.ч. с Китаем, Японией, Россией и США, в частности, путем устранения нетарифных барьеров; помочь бизнесу ЕС на мировых рынках путем создания механизма для восстановления баланса между открытыми рынками в ЕС, например в сфере государственных закупок, а также создать новую систему правил торговых преференций для развивающихся стран.

Нетарифное регулирование внешней торговли в рамках европейской промышленной политики распределяется на два уровня. Первый уровень - препятствия на уровне государств- членов, второй - барьеры на уровне ЕС[4]. Следует отметить, что в течение 2013 г. в ЕС приняты 125 антидемпинговых мер. Был запрещен импорт из 27 стран или территорий. На долю Китая приходилось 44% от общего количества мероприятий, по сравнению с 38% в 2012 г., а на Индию, Россию и Таиланд - каждому около 6%. По данным комиссии, средняя продолжительность антидемпинговых мер в странах ЕС составляет 6-7 лет, около 12% антидемпинговых мер остаются действующими в течение более десяти лет. Около трети товаров, которые подпадают под антидемпинговые меры в ЕС, - это химические вещества, 23% - цветные металлы, включая железо и сталь, 7% - минеральные продукты, 6% - текстильные изделия, одежда и обувь. ЕС не поддерживает количественных ограничений на импорт из стран- членов ВТО для защиты отечественных производителей[5].

Кроме этого, существуют общие национальные, глобальные или отдельные разрешения, которые действительны на всей территории ЕС. Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Швеция и Великобритания имеют общие национальные разрешения, выдаваемые в соответствии с условиями, изложенными в статье 9 (4) Регламента № 428/2009[6]. Индивидуальные и глобальные разрешения выдаются одному экспортеру и охватывают одного конечного пользователя (индивидуальные) или несколько стран и конечных пользователей (глобальные).

Европа использует промышленные стандарты для облегчения торговли, чтобы не создавать помех.

Важным торговым барьером для ЕС является недостаточная защита прав интеллектуальной собственности, в частности исследований и разработок в сфере европейской фармацевтической промышленности. Однако борьба против протекционизма для этого стратегического сектора в развивающихся странах, касается не только вопрос доступа на рынок, но и вопросы доступа к лекарствам по доступным ценам[7].

Таким образом, несмотря на обязательства, которые в рамках ВТО, приняла на себя ЕС, нетарифные ограничения продолжают активно использоваться для протекционизма отраслей, которые носят стратегический характер для своей экономики. Зачастую использование нетарифного регулирования идет в разрез с нормами ВТО, при этом интересы компаний и стран ЕС являются приоритетными при принятии решений относительно введения данных мер. В частности, в странах ЕС получили широкого применения технические барьеры, которые доказали свою эффективность во внешнеэкономическом регулировании. Активное использование целого комплекса нетарифных мер позволяет ЕС осуществлять эффективную защиту этих отраслей, несмотря на практически полное устранение тарифных барьеров в этих отраслях соответственно взятым обязательствам ЕС по Соглашениям Уругвайского раунда ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: