Краткое содержание курса. Для студентов заочной формы обучения

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

(с полным сроком обучения)

 

 

по дисциплине «КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»

 

для направления подготовки (специальности) 44.03.01 «Педагогическое образование»; ОП «Историческое образование»

 

 

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетные единицы.

Форма текущего контроля в семестре – задания.

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.


Краткое содержание курса

Раздел 1. Становление человеческой культуры.

Понятие «культура», ее виды: материальная и духовная. Различные теории о происхождении культуры. Культура и природа. Культура и общество. Культура и личность.

Понятие «художественная культура». Место художественной культуры в системе культуры общества. Искусство, его сущность и функции. Виды искусства, их особенности и взаимосвязь.

Первобытная культура как исторически первый «традиционный» тип культуры. Синкретическая целостность первобытной культуры.

Открытия и источники изучения первобытной (бесписьменной) культуры: археологические, этнографические; данные геологии, антропологии, палеоботаники, мифологии, фольклора.

Основные этапы формирования и развития (палеолит, мезолит, неолит) истории первобытного общества, эволюция культуры.

 

Раздел 2. Духовная культура первобытного общества.

Становление духовной культуры. Сущность и роль обряда, обычая, ритуала в возникновении и развитии художественной деятельности первобытного человека. Религиозные представления, их закрепление и выражение через искусство. Художественное творчество.

Миф и его особенности. Мифологические представления как ядро древней духовной культуры. Миф и фольклорные жанры. Особенности изобразительно-выразительных средств первобытного искусства.

Рождение первых религиозных воззрений: магия, тотемизм, анимистические представления. Неоантроп – кроманьонский человек. Строительная деятельность (дерево, кости, камень) – наземные жилища. Предметы духовной потребности.

 

Раздел 3. Эволюция первобытного искусства.

Происхождение искусства. Основные циклы пещерного искусства палеолита: ориньяк, солютре, мадлен. Гравированные изображения, рисунки краской, рельеф, круглая скульптура. Оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий – древнейшие изображения на стенах палеолитических пещер. Живопись Альтамиры (Испания) и Ласко (Франция). Сцена с раненым бизоном, носорогом и человеком – шедевр изобразительного искусства ранней стадии мадленского периода. Техника рисунка. Цветовая гамма.

Мелкая пластика искусства палеолита (фрагмент женского торса из Брассемпуи, «Виллендорфская Венера», «Савиньянская Венера»). Параллельное сосуществование натуралистических и схематических тенденций в пределах одного памятника искусства палеолита. Эволюция изобразительных форм. Звери в камне – анималистические, реалистические изображения.

Искусство эпохи мезолита. Действие, движение, человек – основные отличительные особенности многофигурных композиций искусства мезолита. Сцены охоты как единое разворачивающееся действие. Усиливающиеся тенденции к схематизму: - натуралистические изображения с правильными пропорциями; - фигура, чрезвычайно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные; - голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественных размеров; - вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями. Отсутствие стилизации при изображении животных.

Искусство эпохи неолита. Канонизация художественных форм. Тенденция к стилизации, упрощению, выработке шаблона. Широкое развитие орнамента. Развитие линии натурализма на примере изображения женских фигур.

Региональные особенности первобытного искусства.

 

Раздел 4. Искусство погребения.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Первые захоронения неандертальцев, в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения как отражение двойственного стремления - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем. Высокий уровень культуры погребений у кроманьонцев: не только одежда, оружие и пища, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, талисманы) - ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Обряд захоронения: мертвых засыпали кроваво-красной охрой, согнутое положение тел. Зависимость обряда погребения от общественного положения умершего (курганы вождей), религиозных представлений и др.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

 

Семестр 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: