УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
(с полным сроком обучения)
по дисциплине «КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»
для направления подготовки (специальности) 44.03.01 «Педагогическое образование»; ОП «Историческое образование»
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетные единицы.
Форма текущего контроля в семестре – задания.
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.
Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.
Краткое содержание курса
Раздел 1. Становление человеческой культуры.
Понятие «культура», ее виды: материальная и духовная. Различные теории о происхождении культуры. Культура и природа. Культура и общество. Культура и личность.
Понятие «художественная культура». Место художественной культуры в системе культуры общества. Искусство, его сущность и функции. Виды искусства, их особенности и взаимосвязь.
Первобытная культура как исторически первый «традиционный» тип культуры. Синкретическая целостность первобытной культуры.
Открытия и источники изучения первобытной (бесписьменной) культуры: археологические, этнографические; данные геологии, антропологии, палеоботаники, мифологии, фольклора.
Основные этапы формирования и развития (палеолит, мезолит, неолит) истории первобытного общества, эволюция культуры.
Раздел 2. Духовная культура первобытного общества.
Становление духовной культуры. Сущность и роль обряда, обычая, ритуала в возникновении и развитии художественной деятельности первобытного человека. Религиозные представления, их закрепление и выражение через искусство. Художественное творчество.
Миф и его особенности. Мифологические представления как ядро древней духовной культуры. Миф и фольклорные жанры. Особенности изобразительно-выразительных средств первобытного искусства.
Рождение первых религиозных воззрений: магия, тотемизм, анимистические представления. Неоантроп – кроманьонский человек. Строительная деятельность (дерево, кости, камень) – наземные жилища. Предметы духовной потребности.
Раздел 3. Эволюция первобытного искусства.
Происхождение искусства. Основные циклы пещерного искусства палеолита: ориньяк, солютре, мадлен. Гравированные изображения, рисунки краской, рельеф, круглая скульптура. Оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий – древнейшие изображения на стенах палеолитических пещер. Живопись Альтамиры (Испания) и Ласко (Франция). Сцена с раненым бизоном, носорогом и человеком – шедевр изобразительного искусства ранней стадии мадленского периода. Техника рисунка. Цветовая гамма.
Мелкая пластика искусства палеолита (фрагмент женского торса из Брассемпуи, «Виллендорфская Венера», «Савиньянская Венера»). Параллельное сосуществование натуралистических и схематических тенденций в пределах одного памятника искусства палеолита. Эволюция изобразительных форм. Звери в камне – анималистические, реалистические изображения.
Искусство эпохи мезолита. Действие, движение, человек – основные отличительные особенности многофигурных композиций искусства мезолита. Сцены охоты как единое разворачивающееся действие. Усиливающиеся тенденции к схематизму: - натуралистические изображения с правильными пропорциями; - фигура, чрезвычайно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные; - голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественных размеров; - вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями. Отсутствие стилизации при изображении животных.
Искусство эпохи неолита. Канонизация художественных форм. Тенденция к стилизации, упрощению, выработке шаблона. Широкое развитие орнамента. Развитие линии натурализма на примере изображения женских фигур.
Региональные особенности первобытного искусства.
Раздел 4. Искусство погребения.
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Первые захоронения неандертальцев, в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения как отражение двойственного стремления - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем. Высокий уровень культуры погребений у кроманьонцев: не только одежда, оружие и пища, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, талисманы) - ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Обряд захоронения: мертвых засыпали кроваво-красной охрой, согнутое положение тел. Зависимость обряда погребения от общественного положения умершего (курганы вождей), религиозных представлений и др.
В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Семестр 2.