III. О каких явлениях идет речь? Как человек объяснял явления собственной жизни: сон, болезни, смерть?

Известный исследователь австралийских племен Хауитт сообщает, что в беседе с ним один австралиец сказал: «Когда я сплю, я живу в отдаленной стране, я вижу также тех, которые уже давно умерли, и я с ними разговариваю».

 

IV. Если человек умирал от ран, полученных в сражении, или погибал на охоте от лап хищного зверя – такая смерть понятна, ее причины очевидны. А если умер…? Чья вина?

Если человек умирал, его родственники старались отыскать мнимого виновника смерти. Делалось это так: каждый, на кого падало подозрение, обязан был принести клубень ямса и пометить его особым знаком. Все клубни клали в земляную печь и пекли. Через некоторое время их вынимали и разламывали. Горе тому, чей клубень за это время не успевал пропечься. В глазах австралийцев это было достаточным доказательством виновности. Дайте оценку этому способу правосудия.

 

V. О какой форме религиозного культа идет речь? С какой стороной реальной жизни связаны эти обряды?

«… в юрту спустилась женщина, у которой за пазухой находился волк, сделанный из сладкой травы. Он был набит медвежьим салом, кишками с тюленьим жиром и другими съестными припасами камчадалов. За женщиной шел тойон острожка, державший в руке лук… Когда женщина, обойдя с последовавшими за нею мужчинами и женщинами вокруг всю юрту, подошла к лестнице, несколько камчадалов выхватили у нее из-за пазухи волка и по лестнице взбежали под самый верх юрты. После того тойон, стоявший поодаль с натянутым луком, подошел к лестнице и выстрелил в волка, которого мужчины стащили на пол и там, разрезав на части, съели…»

С.П.Крашенинников, XVIII в. Камчатка

 

VI. О каком веровании идет речь?

Гиляки относились с особым почтением к хозяину тайги – медведю и к хозяйке моря – касатке. Самым важным праздником у гиляков был медвежий праздник. Ежегодно в лесу ловили маленького медвежонка. Для него строили отдельный сруб. Каждая семья по очереди кормила медвежонка, водила на прогулку, чистила сруб. Откармливание продолжалось несколько лет. Затем назначался день праздника (обычно в феврале). Съезжались гости из родственных родов. В торжественной обстановке медведя убивали. Тушу его разрезали на части и варили в особом котле. Огонь разводили, высекая искру священным родовым огнивом, которое ни в каких других случаях не употреблялось. Затем начиналось всеобщее пиршество, которое сопровождалось играми, танцами, гонками на собаках.

По окончании пиршества череп и кости медведя складывались в особый амбар, туда же клали оружие и посуду, употреблявшиеся на празднике. Гиляки считали, что душа медведя отправится к духу – хозяину тайги, а спрятанные кости и череп медведя дадут ему возможность возродиться в новом животном. Считая медведя священным животным, они съедали мясо, надеясь таким путем получить те свойства, которыми обладал сам медведь, - силу, выносливость, храбрость.

VII. О какой форме религии идет речь?

«Сей народ закону никакого не имеет и ничему не поклоняется; почитает же несколько птицу, так называемого ворона, и удостоверяет, якобы они от него суть рождены… сей ворон в случае нужды призывается, и от него требуется некоторая помощь, которую будто бы они себе и получают, для чего, в знак его к ним милости делают они в его подобие из железа примерные вороньему носу с медными бровями штучки, кои содержат при себе не только при походах и играх, но и везде возят…»

Г.И.Шелехов о племени тлинкитов

(северо-западное побережье Северной Америки).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: