VIII. Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов?

По данным науки, собака и кошка – древнейшие домашние животные. Любопытно, что южные народы первыми приручили кошку и воздавали ей почести; собака не пользовалась у них таким уважением. Например, в Древнем Египте кошка была священным животным. Человек, нечаянно убивший кошку или даже грубо оттолкнувший ее, рисковал лишиться жизни. Иногда бога солнца Ра изображали в облике огромного кота, обращались к нему со словами: «Ты – великий кот!» Из умерших кошек делали мумии, как если бы при жизни они были вельможами фараона; хоронили кошек на специальных кладбищах.

В свою очередь, северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше – собаку. Например, в древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все люди).

 

IX. Культура первобытного общества имела свою мораль, религию и искусство, куда входили:

а) представления о кровнородственной связи между родом и священным животным;

б) вера в существование души у каждой вещи;

в) система табу;

г) признание сверхъестественной силы неодушевленных предметов;

д)ритуальный танец;

е) объекты поклонения (тотемы, фетиши, предки, старейшины);

ж) формы мифологического творчества;

з) колдовство;

и) обрядовое действо;

к) наскальные изображения.

Какие из вышеперечисленных культурных ценностей можно отнести:

1) к первобытной морали; 2) к первобытной религии; 3) к первобытному искусству?

ЗАДАНИЕ № 2:

 

Загадки, связанные с истоками человечества, попытки ответить на многие вопросы глубокого прошлого, предпринимались не только учеными. Свою лепту в популяризацию науки, а также свое видение многих проблем оставили писатели – мастера художественного слова.

Ваша задача – познакомиться с художественной литературой. На основе одного произведения, подберите и выпишите примеры достижений первобытного человека с точки зрения материальной и духовной культуры. Обратите внимание на социальную организацию людей.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ангелов Дм. Когда человека не было. М., 1959

Волков А. След за кормой. М., 1960

Д, Эрвиньи Приключения доисторического мальчика.

Каратов С. Быстроногий Джар. Земля мамонтов.

Лондон Дж. До Адама.

Линевский А. Листы каменной книги. М., 1963

Писарев С. Повесть о Манко Смелом. М., 1957

Покровский С. Охотники на мамонтов. М., 1956

Рони Старший Ж.А. Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирех.

Уэллс Г. Это было в каменном веке.

Шторх Э. Охотники на мамонтов.

Хоггард Р. Ледяные боги.

ВОПРОСЫ:

1. Как выглядели древние люди.

2. Составьте «меню» древнейшего человека на разных этапах его существования.

3. Определите доступные древнейшему человеку способы добычи мяса.

4. Объясните, как овладение огнем изменило жизнь древнейшего человека.

5. Как вы объясните постоянный интерес человека к своим предкам?

6. В чем состояла забота о детях у древнейших людей?

7. Что стало причиной возникновения первобытных верований? Каких?

8. Почему самым страшным наказанием было изгнание человека из племени?

ЗАДАНИЕ № 3:

Прочитайте работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в ней автор раскрывает трудовую теорию происхождения человека. Докажите, опираясь на данную работу, что «ТРУД СОЗДАЛ САМОГО ЧЕЛОВЕКА».

А какие теории происхождения человека вы знаете?

 

ЗАДАНИЕ № 4:

Прочитайте гл. IX «Варварство и цивилизация» работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

1. Дайте определение: Общественное разделение труда.

2. Заполните таблицу:

 

Наименование Характерные черты Последствия
Первое общественное разделение труда – это ….    
Второе общественное разделение труда – это….    
Третье общественное разделение труда – это ….    
Вывод:

 

3. Дайте определение: строй военной демократии. Выпишите основные органы власти.

4. Определите характерные признаки государства

 

 

Данные таблицы иметь на занятиях

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Исторические эпохи Археологические эпохи Палеоантропологические эпохи
Эпоха праобщины(Первобытное человеческое стадо) Нижний и средний палеолит Время архантропов и палеоантропов
Эпоха первобытной родовой общины Стадия ранне-первобытной(раннеродовой) Верхний палеолит и мезолит Время неоантропов
Стадия поздне- первобытной(позднеродовой) Неолит
Эпоха классообразования Поздний неолит, энеолит или век раннего металла

Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) Низшая Начало - появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи.
Средняя Возникновение рыболовства, появление огня.
Высшая Изобретение лука и стрел.
Варварство.Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств). Низшая С открытия гончарства и распространения керамики..
Средняя Введение скотоводства и поливного земледелия.
Высшая С появления железа.
Цивилизация.   Изобретение иероглифического и алфавитного письма.

Курсовая работа (курсовой проект) – не предусмотрены

Форма промежуточного контроля - зачет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: