Оценка зачетного задания

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. Теоретический вопрос  
2. Устное практическое задание  
3. Письменное практическое задание  

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые документы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета от 21 января 2009, №7 (4831).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №23, ст. 2199.

3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РСФСР от 12 декабря 1991, №50, ст.1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3804; 2002, №50, ст. 4926.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года №714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №48, ст.5042.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. №195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»

 

8.2. Основная учебная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под. ред. В.Д.Черняк. М., 2016.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2016.

8.3. Дополнительная учебная литература

Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: Учебник. М.: КНОРУС, 2015.

Словари

1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. М., 2006 (и последующие издания).

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 2003 (и последующие издания).

3. Орфографический словарь русского языка / РАН. Ин-т рус. яз. – М: Рус. яз., 2000 (и последующие издания).

4. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1985 – 1988 (и последующие издания).

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Для освоения учебного материала по дисциплине возможно использование материалов, представленных на следующих сайтах:

1. www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование»;

2. www.law.ru - Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»;

3. www.igro.ru – сайт Центра современных речевых технологий.

 

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Культура речи» для студентов - нефилологов ориентирована на полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы и не предусматривает проведения занятий, направленных на повторение элементарных теоретических сведений и правил, изучаемых в школе. При необходимости повторения указанного учебного материала студенты обязаны выполнить данную работу самостоятельно.

Выполнение заданий для самостоятельной работы не допускается без словарей. Должна быть подготовлена необходимая справка из словаря, содержащая также ссылку на источник информации. Студент обязан не только представить полное библиографическое описание использованной справочной литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания), но и знать эту информацию.

Используя любой толковый словарь, следует внимательно изучить систему стилистических помет, употребляемых в данном издании. Стилистическими пометами снабжены в словарях слова и устойчивые сочетания, имеющие различные ограничения в своем применении. Стилистические пометы указывают на сферу применения слова (воен., зоол., лингв., мат., мед., спорт., физ., хим. и др.), отношение к стилям литературного языка (разг., книжн. и др.), выражают оценку (ирон., презр., одобр., неодобр., уменьш., уменьш.-ласк., ласк., уничиж. и др.). Перечень стилистических помет и описание структуры словарной статьи обычно даются в Предисловии словаря.

В учебном процессе рекомендуется использовать словари, выпущенные издательством «Русский язык» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Москва) в последнее десятилетие (желательно обращаться за справкой к словарю последнего издания).

Данное требование обусловлено тем, что языковая норма – явление историческое. Постоянное развитие языка приводит к изменениям литературных норм. То, что считалось нормой даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Более того, многие ученые отмечают, что процесс изменения языковых норм в последние десятилетия особенно активизировался. В связи с этим в различных словарях нередко даются различные рекомендации относительно того или иного слова или той или иной формы. Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о степенях нормативности:

норма 1 степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени - нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени – подвижная, динамичная, допускает использование разговорных, профессиональных, а также устаревающих форм.

Для эффективной работы с разнообразными текстами, в том числе и текстами документов, необходимо предварительно изучить основы теории текста: определить, что такое текст, всесторонне рассмотреть текст как лингвистическое явление, выявить общие закономерности оформления текстов. Особого внимания требует изучение материалов, связанных с вопросами жанрово-стилистических характеристик текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: