Исследование агрессивности

Один из центральных предметов исследования — агрессивность, проблема мира и войны в традиционном и индустриальном обществах. Агрессивность может иметь различные истоки. Агрессия может выступать как природный компонент в человеческих эмоциях, может быть продуктом культуры, может быть результатом воспитания или особенностей индивидуального жизненного путичеловека. В каждом отдельном случае агрессивность выполняет специфическую функцию, не всегда деструктивную. Например, через агрессивное поведение могут осуществляться образовательная и познавательная функции в детстве, могут выясняться пределы разрешенного или возможного поведения ребенка.

Во всех обществах агрессивности противостоит привязанность, основа взаимодействия людей. Кроме того, в традиционном обществе существуют способы трансформации деструктивных импульсов в культурно-приемлемые формы. Это реализуется через компенсаторно-замещающее действие ритуалов и игр, содержащих соревновательные элементы, имитацию военных действий, а также посредством обязательного участия в ритуалах, цель которых — научить, сформировать стереотипы, обеспечивающие взаимодействие, коммуникацию, общение.

Одна из причин возникновения и воспроизводства в современном об­ществе агрессивности, враждебности — нарушение процесса общения, коммуникаций, обмена информацией в различных формах. Нарушается 6аланс между агрессивностью и привязанностью, человек не может реализовать свои эмоциональные потребности в общении и в уединении. Важную роль в этом играет нарушение, дисбаланс в двойственном отношении к незнакомому: страх или интерес. Например, в обществе блокируется интерес к новому, «Другому», он даже запрещен. Незнакомое рассматривается только как враждебное, несущее в себе опасность. Это ведет к возрастанию чувства страха, агрессивности, снижает интерес, угнетает ориентировочно-исследовательскую деятельность человека. Страх перед неизведанным тормозит процесс познания в целом, уродует когнитивные ориентации детей. Это уменьшает вероятность принятия решении на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, идеально-планирующей функции (разум); все большее значение приобретают неконтролируемые импульсы (агрессивность). В образе «другого» может персонифицироваться, например, носитель других идей, мнений, человек другой расы, социальной или этнической общности, говорящий на незнакомом языке. Дисбаланс по отношению к незнакомому развивается под воздействием насильственного внушения - индоктринации.

Внутри любой общности существует множество потенциальных конфликтов, царит напряженность, накоплена энергия, способная разрушить эту общность. Самый простой и иллюзорный способ добиться стабилизации при помощи средств массовой информации - внушить, что источник бед находится вне общности. Эти установки способствуют росту агрессивности, превращению конфликта в войну. Рассмотренная ситуация осложняется тем, что страх играет фундаментальную роль в жизни человека. Эйбл-Эйбесфельдт отмечает, что «человеческие существа показывают незаурядный аппетит к восприятию переживания страха и активно ищут ситуации, способные удовлетворить это желание». Пережива­ния подобного рода стимулируют выработку веществ, активизирующих деятельность организма человека (например, адреналина), таким образом потребность в страхе закрепляется на биохимическом уровне. При этом аналогичного результата (достижения внутриорганических преобразований) можно достичь и путем реализации человеком та­ких качеств, как любовь, привязанность, удовлетворение от труда, творчества, применения своих способностей. Многократная стимуляция страха ведет к регрессии человека к прежним эволюционным уровням поведения, потере контроля за поведением со стороны высших (человеческих) структур мозга. Согласно данным современных исследователей, вероятной причиной «патологической, деструктивной агрессивности» является активация тех отделов мозга, кото­рые были сформированы на стадии рептилии. А это может произойти под влиянием алкоголя или активного насильственного внушения, индоктринации.

В 70—80-е годы были открыты типы веществ, действие которых обуславливает поведенческие стереотипы. Химические процессы, происходящие в мозге, могут дать ключ к пониманию цикличных колебаний поведения человека (от активного к пассивному и наоборот), в которых катехоламины играют активизирующую роль, а эндорфины — стабилизирующую, успокаивающую. Эти вещества действуют циклично в свя­зи со временем дня, сезоном, природными условиями: внешние природные факторы, влияющие на внутриорганические процессы, могут увеличить или уменьшить готовность индивида к агрессии.

Человек, по мнению Эйбесфельдта, — один из самых способных «творцов страхов» в эмоциональной и интеллектуальной форме. Страх же есть источник напряжения и агрессии. Поэтому всякие меры, снижающие страх, могут рассматриваться как важнейший вклад в направлении мира. К сожалению, реализации этого противостоит отчуждение человека от человека, дезинтеграционное развитие современной индустриальной культуры. Опасны современные формы тотемизма и фетишизма, поклонение «идолам»: прагматизм, культ успеха, культ государства или партии и т.д. Центральное место отводится научному обоснованию абсурдных идей и критике концепций, невыгодных господствующей идеологии (в светской или религиозной форме). Это явление Эрих Фромм называет «рационализацией».

Безусловно, гуманистический подход к человеку не совместим с целями технократического индустриализма. Стремление че­ловека реализовать свое целостное «Я» не соответствует фрагментарному использованию духовных или физических сил личности в производственном процессе. Конрад Лоренц писал: «И капиталисту, и советскому функционеру одинаково важно доводить людей до состояния одинаковых идеально не способных к сопротивлению подданных под лозунгом «Долой индивидуальность».

Конрад Лоренц в своей книге «Упразднение человечности» (1983) пытается найти способы преодоления кризисных явлений в социальной организации о6щества. Главная цель науки о человеке — «формирование и сохранение иерархии ценностей, природных и социальных, начиная от нашего вида и природной среды обитания и кончая оптимальной средой жизни индивидуума». Для решения проблем, стоящих перед человечеством, необходим «этнокультурный и социопсихологический анализ как архаических, так и современных культур», всемерное «расширение и углубление гуманитарных исследований, сочетающихся с экологическим и эстетическим воспитанием». «Человечеству необходимо вырваться из цепей политической демагогии и коммерческого потребительства, а это невозможно без самопознания, свободного от ложных научных догм».

 

Литература:

 

Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.

Культурология: Учебное пособие/П.П.Марченя. М.: МФЮА, 2002 (и др.)
http://cdn.scipeople.com/materials/3454/Ma

Культурология на перекрестке мнений [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 16 февраля 2005. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1108553048&archive=0211&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 06.09.2015.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: