Тема 6. Арабо-мусульманская культура

 

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской культурами мир ислама от­носительно молод - его возникновение относится к пер­вой половине VII в.

Издревле в Аравии жили арабские племена, заня­тием которых преимущественно было скотоводство. Од­ним из торговых центров, которые посредничали в торговых операциях, была Мекка, населен­ная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне (метеорите), который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимо­сти превосходил остальных племенных богов.

Курейшиты распадались на ряд родов: Хашим, Омейя и т.д. Омейя главенствовали в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на земле. Бросив торговые дела, он стал халифом, то есть пророком-проповедником. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу ко­торых он отнес борьбу против ростовщичества, со­блюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных. В 622г. ему с группой близких последовате­лей пришлось бежать в Медину. Год переселения (хид­жры) стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру.

В 630г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку. Мекка с Каабой становилась святыней исла­ма, а родственные Мухаммеду курейшиты получили важнейшие посты в социально-политической организа­ции исламистов.

В 632г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. На пост халифа - замес­тителя пророка - был выбран Абу Бекр, который ор­ганизовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском ми­ре возник глубокий раскол, ставший характерной осо­бенностью мусульманской культуры.

Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта свя­тость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али сплотились недовольные халифатом, создав свою партию шиитов (шиа — партия, группа). Осман был убит, и четвертым халифом был провозглашен Али. Али положил начало имамату. Во главе государствен­ной власти должен стоять представитель пророка. Толь­ко родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост.

Курейшитский род Омейядов не смирился с пора­жением. В 661г. Али был убит в мечети в Куфе. Ха­лифом стал Муавия, основавший династию Омейядов. Ему удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Хусейн был буквально растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал свя­тым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели торжественными процессиями с са­мобичеванием и даже самоубийством религиозных фанатиков — шахсей-вахсей.

Между тем торжество халифата над имаматом при­несло свои богатые плоды. Началась быстрая исламизация покоренных народов. Арабские хали­фы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. Вторым важным фактором распространения и укреп­ления исламской культуры была арабизация. Этот про­цесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения, благо многоженство поощрялось Кораном.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но книга была написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества, арабский на территории халифата стал средством общения и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Приобщение карабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры.

В Иране засилие арабов вызывало раздражение местного населения, которое обладало своими этнокультурными традициями. На почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавили потомки дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749г. захватили власть и учредили халифат Аббасидов (750—1258гг.) Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили так называемый Кордовский эмират.

В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточе­но мировоззренческое ядро исламского мира.

Культ Аллаха включает признание его как всемогуще­го бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение дого­вора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исклю­чалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступни­ков карали смертью.

Коран утверждает, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные свети­ла, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет рав­ных в мире. У Аллаха есть противник, это мусульман­ский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис — ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выбро­шенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Ал­лаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и воз­буждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище — геенна, и не найдут они от нее спасения!» (Коран.4:120)(Первая цифра указывает суру (главу), а вторая — аят (стих) Корана.)

Среди мусульман распространено сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайта­ном в долине Мина близ Мекки. В память об этом и во время хаджжа, паломничества в Мекку, паломниики совершают в этой долине обряд «побиения шайта­на».

Аллаху помогают верные ему ангелы – Джибриль (Джабраиль), Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые выполняют его приказания.

Говорится в Коране и о Даджжале, который прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Иса ибн Мариам восстановить чистоту и силу ислама.

Шииты веруют и в наследственных имамов — глав своейобщины и государства, которых было двенадцать. Последний из них — Мохаммед аль-Махди, по преданию, еще мальчиком — девяти лет - таинственно исчез. Это случилось в IX в. Шииты верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают мессией (махди).

Культ Аллаха диктует идею предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было в книге ясной. И он — тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем... Потом — к нему ваше возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он — властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы... возвращены будут к Аллаху... О да, у него власть, и он - са­мый быстрый из производящих расчет!» (Коран, 6:58-62). Вследствие своего абсолютного знания Аллах решает судьбу каждого.

Коран непогрешим, у Аллаха хранится его оригинал, содержание которого Мухаммед частями изложил своим последователям как откровение Бога.

Верным Аллаху предопределен рай. В IX в. Мухаммед ибн Карраму написал книгу «Могильные наказания», в которой дополнил культур­ные традиции ислама обрядом похорон. Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается в том, что два ангела — спрашивающий и истязатель — являются на кладбище в момент похорон правоверного. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет зависеть наказание усопшего. После ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему отве­тить этим ангелам — Мункиру и Накиру. Хотя в Коране нет этих имен, сам образ вполне в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников.

Космология занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. За шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами» (6:3,71:14), устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (50:6). Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность»(79:29), опустил с «горных небес» на землю лестницу, «по кото­рой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, ко­торого продолжение пятьдесят тысяч лет»(70:30-34). Эта вестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допу­щены. Коран утверждает, что Земля — неподвижная плоскость, в одном из хадисов IX в. (хадис — предание о поступках и из речениях Мухаммеда; совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Зем­ля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

Со временем и в исламской культуре стала утверждаться научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноев­ропейских странах – мешали политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значи­тельнее научных истин.

Мировоззренческая сердцевина исламской культу­ры содержит ряд принципиальных положений о чело­веке. Аллах сотворил человека после ангелов и джин­нов. Один из ангелов, Иблис, как рассказывается в Коране, пытался спорить с аллахом о превосходстве человека и поплатился за это. Аллах проклял падшего ангела, а первой человеческой паре была уготована радостная жизнь. Но Иблис совратил Адама и его жену, они поели от дерева вечности, совершили грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден. Коран строг к человеку: «Здешняя жизнь — только игра и забава; будущее жилье лучше для тex, которые богобоязненны» (6:32).

Исламская культура не отвергает равенства всех му­сульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в ис­ламе нет места для личности как ценности. В мусульманской культуре невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности. Аллах — абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается, он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их лич­ного опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха — мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость. Идея мессианства в мусуль­манской культуре дополняется эсхатологией — учени­ем о конце света.

На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме. Жизнь каждого мусуль­манина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать на религиозное спасение.

Отношения мусульман внутри уммы регламентирова­лись Кораном, Сунной и шариатом. Шариат (шариа — надлежащий путь) — свод ре­лигиозно-этических предписаний ислама, правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений, разра­ботанный в VII — XII вв. в Арабском халифате.

Мусульманское равенст­во предполагает, что все не более, чем песчинка по сравнению со всемогущим Аллахом, и каждый покор­ный воле Аллаха и судьбе является воином ислама (федаином).

Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, на­роды, племена и языковые группы. Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными.

Мусульманская молитва (намаз) должна совершаться пять раз в сутки: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна». Стихи повторяются несколько раз, и заканчиваются словами: «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха». При сотворении молитвы одно из главных условий: молящийся должен со­средоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве; в одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низ­менными желаниями. Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками жест благоговения — провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом. Намаз совершается не только в мечети, а там, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д.

Особое место в ритуалах исламской культуры зани­мает пост ураза в месяц рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нель­зя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает и нравственную воздержанность - в этом месяце особенно предосудительно браниться, лгать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Ал­лаха. Каждый день до наступления рассвета мусульма­нин должен произносить особую формулу - нийа, в ко­торой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.

Общей ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамазана — «ночь предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран.

Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хаджж, то есть посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед и в храме Кааба хранится Черный камень — аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень — святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха». После паломничества мусульманин приобретает почетный титул «хаджжи». Совершив ряд ритуальных действий, паломник получает право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджжа.

Наряду с признанием Аллаха единственным богом и Мухаммеда — его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа жизни включается еще один элемент — налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» - очищение. Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство.

Закят важен для мусульманского образа жизни. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных. В нем содержится оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Полный произвол властей — традиция исламской культуры. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных — джихад, содействовать умме своим имуществом.

Ощущая себя полноправным чле­ном уммы, мусульманин всегда был готов постоять за Аллаха.

Ислам никогда не был ре­лигией угнетенных. Он формировался как идеология ре­лигиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической органи­зации уммы. Ислам оказался идеаль­ной религиозно-политической основой для централизо­ванного государства и ведения военных действий против неверных. Воинственные арабские племена быстро добрались до границ Франции и Индии. В X в. многие воинствен­ные тюркские племена нашли в исламе адекватную сво­им настроениям идеология и культуру: под зеленым знаменем Аллаха сначала сельджуки, а затем османы ве­ли захватнические войны в Византии, воины Османской империи штурмовали Вену, кровавыми походами про­славился Тамерлан. В XVI в. на завоеванной территории Индии Бабур основал исламскую империю Великих Мо­голов.

В силу своей специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия. Уже говорилось, что после смерти Мухаммеда появились шииты, которые претендовали на то, что власть в исламском государстве должна принадлежать родственникам, потомкам проро­ка. Так в мусульманской культуре сложилась проблема халифата и имамата.

Халифат — концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Средневековые правоведы (факихи) истолковали Коран таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважае­мому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между уммой (вернее, ее признанными представителями) и претендентом на халифат. Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформулировал средневековый правовед аль-Маварди: халиф должен быть муджтахидом, происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

Халиф не обладает полномочиями монарха и не может передать власть по наследству или своей волей назначить преемника. Умма смотрит на него как на своегопредставителя. Халиф обязан выполнять предписания Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата. Исламская культура высоко оценивает институт халифата, полагая, что его отличает духовно-нравственная направленность, ставящая его выше западной демократии.

Сторонники имамата полагают, что государствен­ная власть имеет божественную природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потом­кам Али, Фатимы, то есть святым имамам, а также их родственникам по боковой линии (алиды, фатимиды, сеиды, шерифы). Имам — лицо исключительно духов­ное, и власть его носит теократический характер.

Шииты исмаилитского толка рассорились со своими единомышленниками из-за имама Исмаила, которого шестой имам Джафар, прямой наследник Али и Фати­мы, лишил права на имамат. В XI — XIII вв. на территории Ирана активно дейст­вовала исмаилитская секта ассасинов. В на­стоящее время исмаилиты сосредоточены главным обра­зом в Индии и Иране, а также в Таджикистане.

В силу своей внутренней сплоченности, устойчивости к внешним переменам и преданности исламским ценно­стям, мусульманская умма успешно проти­востояла западноевропейскому колониализму. Огромный ав­торитет Корана и политических лидеров, одновременно выступавших в качестве проповедников ислама, магиче­ски действовал на умы и сердца верующих.Но исламской культуре пришлось обнаружить свои потенциальные силы в различных условиях.

Колони­зация Египта сопровождалась его относительной ев­ропеизацией. К 1923г. он стал независимой конституционной монархией. В 1936г. англичане вывели войска из страны, а в 1956г. произошла национализация Суэцкого канала. Европеизация Египта встречает сопротивление исламских фундаменталистов («братья-мусульмане»). Еще дальше по пути европеизации ушла Турция. Ислам отделен от государства, но в стране буржуазно-демократические порядки сочетаются с исламскими традициями в духовной жизни и в быту.

Наиболее влиятелен ислам как религия в Иране. Здесь абсолютно господствует шиитское религиозное мировоззрение. Непримиримость шиитского духовенства и ведомого им народа к переменам, угрожающим позициям ислама, — направляющий политический вектор силы в Иране.

Проблема мусульманского культурного наследия — одна из ключевых в национально-освободительном движении стран исламского мира. Неоднозначное понима­ние особенностей и специфики мусульманской культуры обусловливает напряженную полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил — от прогрессивных деятелей культуры до представителей панисламизма и мусульманского национализма. Тезис о единой мусульманской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских народов немусуль­манским, при этом игнорируется специфика националь­ных культур отдельных народов, исповедующих ислам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: