Разграничение права государственной и муниципальной собственности

В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъек­тов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

До принятия специального закона объекты государственной и муниципальной собственности разграничиваются в порядке, вве­денном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Передача объектов из федеральной государственной собственно­сти в собственность субъектов РФ первоначально осуществлялась на основании указанных выше нормативных актов в безвозмездном порядке и без оформления каких-либо договоров. Впоследствии сложилась практика возмездной передачи, так как в соответствую­щих актах Правительства РФ предписывалось уменьшать размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Феде­рации, на сумму рыночной стоимости передаваемых объектов. Что касается объектов муниципальной собственности, то включение их в состав последней влекло возникнове­ние права муниципальной собственности на них в силу закона.

В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государ­ственной власти (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальных образований. В частности, перераспределение государствен­ного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обя­зательном порядке и безвозмездно.

Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям может принадлежать только то имущество, которое необходимо им для осуществления публичных функций и полномочий, возложенных на них действующим законо­дательством. Перечни соответствующего имущества, которое может находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, содержатся в ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» [4] и в ст. 50 Закона об общих принципах организа­ции местного самоуправления. Перечни имущества, необходимого для осуществления полномочий субъектов РФ, устанавливаются в развитие норм федерального закона также законами этих субъектов.

Передача федерального имущества в собственность субъектов РФ и наоборот осуществляется на основании решений Правительст­ва РФ. Передача имущества субъектов РФ в муниципальную собст­венность и наоборот - на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Передача федерального имущества в муниципальную собствен­ность осуществляется на основании решений Правительства РФ.

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или мyниципaльныe уни­тарные предприятия, государственные или муниципальные учрежде­ния, которые подлежат передаче, а также иное имущество. Данные решения содержат указание о моменте возникновения права собст­венности и являются основанием возникновения такого права у субъ­ектов, получающих соответствующее имущество. При этом в Законе (п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [7]) установлено, что к соответствующим отношениям по безвозмездной передаче имущества нормы ГК РФ и Закона о государственной регист­рации прав на недвижимость, определяющие момент возникнове­ния права собственности на имущество, применяются в части, не про­тиворечащей указанному специальному Закону. Поэтому право собственности на соответствующие объекты будет возникать с момента, устанавливаемого решением Правительства РФ или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передаче имущества. Имущество передается по передаточным актам, подписываемым го­сударственными и муниципальными органами, уполномоченными на передачу (принятие) имущества.

В этой связи ранее действующие нормативные акты о разграни­чении государственной и муниципальной собственности подлежат применению лишь в части, не противоречащей указанным законам о перераспределении государственного и муниципального имущест­ва в соответствии с распределением публичных функций.

Кроме того, сохраняют свое значение ряд федеральных законов, где указываются объекты, которые должны или могут находиться только в федеральной государственной собственности и (или) в собст­венности субъектов РФ.

Объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, учитываются в соответ­ствующем реестре собственности Российской Федерации, ее субъек­тов и муниципальных образований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: