double arrow

Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов

Особенности финансирования капитальных вложений.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.

Лекция 5. Правовые основы государственных расходов

В процессе финансовой деятельности государство и муниципальные образования осуществляют использование денежных средств, аккумулированных в централизованные и децентрализованные фонды, т.е. производят расходы в целях выполнения своих функций и задач. В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникают отношения, регулируемые нормами финансового права. Совокупность норм, регулирующих указанные отношения, представляет раздел особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, отражающих специфику правовых режимов государственных и муниципальных расходов. Они тесно связаны с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий и др. Государственные и муниципальные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по использованию фондов денежных средств для выполнения задач и функций, стоящих перед ними в каждый данный период времени.

В целом расходы государства можно классифицировать по двум критериям: 1) в зависимости от того, из каких фондов денежных средств эти расходы осуществляются - централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды) или децентрализован­ных (фондов государственных учреждений, предприятий и организаций); 2) в зависимости от того, на какой территории эти расходы осуществляются – федеративные, расходы субъектов федерации и муниципальные расходы.

В зависимости от того, какими способами осуществляются расходы, различают финансирование и кредитование (предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов). Основным способом осуществления расходов для всех уровней государственного устройства является финансирование. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение денежных средств на безвоз­мездной и безвозвратной основе из законодательно определенных источников для достижения установленных целей. Отличительными чертами финансирования от кредитования являются безвозвратность и безвозмездность денежных средств. Бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств на основах возвратности и возмездности (бюджетный кредит и бюджетная ссуда).

Источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов выступают государственные и муниципальные бюджеты, государственные (муниципальные) внебюджетные фон­ды, централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансо­вые ресурсы предприятий, учреждений и организаций. При осуществлении государственных и муниципальных расходов из указанных источников должна соблю­даться финансовая дисциплина, а также принципы законности, эффек­тивности и целесообразности. Кроме того, важно использовать и следующие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

1) принцип безвозвратности и безвозмездности выделения средств централизованных и децентрализованных фондов означает, что в обозримом будущем государство и муниципальные образования не могут рассчитывать на возмещение понесенных затрат, а также получение доходов в каких-либо формах;

2) принцип плановости означает,что расходы должны исчисляться на основе государственных или муниципальных планов и программ, а в финансовых планах не­обходимо отразить потребности в средствах и источники их удовлетворения;

3) принцип соответствия финансируемых расходовохраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, госу­дарства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;

4) принцип выделения средств поэтапно, по мере выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выделенных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;

5) принцип соответствия планируемых расходов объемугосударствен­ных или муниципальных доходов;

6) принцип целевого использования средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

7) принцип строгого соблюдения финансовой дисциплины предполагает осуществление контроля за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

По объему использования финансовых ресурсов государством и муниципальными образованиями важнейшее значение имеет бюджетное финансирование. Источниками средств являются бюджеты разных уровней: феде­ральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муни­ципальных образований, которые действуют на территории всего государства, находятся в диалектической взаимосвязи и взаимоза­висимости и должны обеспечивать финансирование вы­полнения всех задач и функций как государства в целом, так и ка­ждой его территории в интересах всего населения. Именно поэтому в БК РФ (ст. 84, 85, 86, 87) указывается, за счет каких бюджетов финансируются разные расходы государства.

К расходам, финансируемым ис­ключительно из федерального бюджета, относятся: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Со­брания РФ, Счетной палаты РФ, Центризбиркома РФ, федераль­ных органов исполнительной власти и их территориальных орга­нов, другие расходы на общегосударственное управление; финансирование федеральной судебной системы, осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах, национальная оборона и обеспечение безопасности государства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; обслуживание и пога­шение государственного долга РФ и т.д.( ст. 84 БК РФ).

Расходы, финансируемые из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципаль­ных образований: государ­ственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), газификации и водоснабжения, сельского хо­зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, обеспечение правоохранительной дея­тельности, обеспечение противопожарной безопасности и т.д.( ст. 85 БК РФ).

Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъек­тов РФ: расходы, обеспечивающие функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, обслу­живание и погашение государственного долга субъектов РФ, прове­дение выборов и референдумов субъектов РФ, обеспечение и реа­лизацию региональных целевых программ и т.д.( ст. 86 БК РФ).

Исключительно из местных бюджетов финансируется содержание органов самоуправления, формирование муниципальной собственности и управления ею; организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, содержание органов охраны общественного порядка и т.д. (ст. 87 БК РФ).

Выделяются два основных правовых ре­жима финансирования в зависимости от субъектов, использу­ющих средства:

1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество зак­репляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом (сметно-бюджетное финансирование).


Сейчас читают про: