Лекция 20
Анализ себестоимости продукции и издержкоемкости
Анализ себестоимости продукции
Себестоимость — один из важнейших качественных оценочных показателей работы предприятия, комплексно характеризующий эффективность использования всех видов ресурсов.
Себестоимость -сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. В условиях рынка, снижение себестоимости является одним из важнейших условий победы в конкурентной борьбе, это важнейший источник роста прибыли.
Анализ себестоимости дает возможность:
1. исследовать тенденцию ее изменения;
2. выявить отклонения фактических затрат от нормативных и причины данных отклонений;
3. выявить резервы снижения себестоимости продукции и разработать мероприятия по их освоению.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
1.объективная оценка динамики и выполнения планов по уровню затрат на рубль товарной продукции и всей себестоимости товарной продукции (в целом и по отдельным ее статьям, по важнейшим видам продукции);
|
|
2. анализ структуры затрат по экономическим элементам, статьям затрат;
3. определение причин изменений себестоимости;
4. выявление резервов снижения затрат и разработка мероприятий по их достижению;
5. определение перспективных направлений снижения себестоимости продукции.
Источники информации:
Основными источниками информации для анализа служат: бизнес-план, сметы затрат, отчетность о себестоимости (форма 1С), калькуляции себестоимости важнейших видов продукции, статистическая отчетность по труду, по новой технике, по расходу материалов, регистры бухгалтерского учета (Ж / о 10, 12, 15, 14), первичные документы, отражающие затраты, акты проверок, объяснительные записки и т.п.
Характеристика затрат
Затраты бывают:
· Прямые (полностью садятся в себестоимость продукции). Например, сырье и материалы.
· Косвенные (относятся к себестоимости продукции в определенной доле). Например, общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и т.д.
· Условно постоянные (не изменяются при изменении объема). Например, общехозяйственные расходы, амортизация.
· Условно переменные (меняются при изменении объема). Например, сырье, топливо, заработная плата производственных рабочих.
затраты
объем продукции реал
общие
перем.
пост.
0 объем реал.
Объекты анализа себестоимости:
1. Полная себестоимость продукции в целом и по отдельным элементам;
2. Издержкоемкость продукции (уровень затрат на 1 рубль произведенной продукции);
|
|
3. Себестоимость отдельных видов продукции, производимой на предприятии;
4. Отдельные статьи затрат;
5. Затраты по центрам ответственности.
Внимание!
Сопоставлять динамику себестоимости всей товарной продукции за различные годы не имеет смысла, т.к. эти данные не сопоставимы (различные объемы производства, разные виды, структура продукции, цены и т.п.). Можно лишь сопоставлять в динамике показатели себестоимости единиц отдельных видов продукции.
При анализе себестоимости в целом по производству имеет смысл сопоставлять плановые и фактические значения.
При этом сопоставляют фактическую себестоимость товарной продукции с плановой себестоимостью фактически выпускаемой в отчетном году продукции.