Характеристика затрат

Лекция 20

 

Анализ себестоимости продукции и издержкоемкости

 

Анализ себестоимости продукции

Себестоимость — один из важнейших качественных оценочных показателей работы предприятия, комплексно характеризующий эффективность использования всех видов ресурсов.

Себестоимость -сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. В условиях рынка, снижение себестоимости является одним из важнейших условий победы в конкурентной борьбе, это важнейший источник роста прибыли.

 

Анализ себестоимости дает возможность:

 

1. исследовать тенденцию ее изменения;

2. выявить отклонения фактических затрат от нормативных и причины данных отклонений;

3. выявить резервы снижения себестоимости продукции и разработать мероприятия по их освоению.

 

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

 

1.объективная оценка динамики и выполнения планов по уровню затрат на рубль товарной продукции и всей себестоимости товарной продукции (в целом и по отдельным ее статьям, по важнейшим видам продукции);

2. анализ структуры затрат по экономическим элементам, статьям затрат;

3. определение причин изменений себестоимости;

4. выявление резервов снижения затрат и разработка мероприятий по их достижению;

5. определение перспективных направлений снижения себестоимости продукции.

 

Источники информации:

 

 

Основными источниками информации для анализа служат: бизнес-план, сметы затрат, отчетность о себестоимости (форма 1С), калькуляции себестоимости важнейших видов продукции, статистическая отчетность по труду, по новой технике, по расходу материалов, регистры бухгалтерского учета (Ж / о 10, 12, 15, 14), первичные документы, отражающие затраты, акты проверок, объяснительные записки и т.п.

 

Характеристика затрат

Затраты бывают:

· Прямые (полностью садятся в себестоимость продукции). Например, сырье и материалы.

· Косвенные (относятся к себестоимости продукции в определенной доле). Например, общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и т.д.

· Условно постоянные (не изменяются при изменении объема). Например, общехозяйственные расходы, амортизация.

· Условно переменные (меняются при изменении объема). Например, сырье, топливо, заработная плата производственных рабочих.

 

затраты

 
 


 

объем продукции реал

общие

перем.

пост.

 
 


0 объем реал.

Объекты анализа себестоимости:

1. Полная себестоимость продукции в целом и по отдельным элементам;

2. Издержкоемкость продукции (уровень затрат на 1 рубль произведенной продукции);

3. Себестоимость отдельных видов продукции, производимой на предприятии;

4. Отдельные статьи затрат;

5. Затраты по центрам ответственности.

Внимание!

 

Сопоставлять динамику себестоимости всей товарной продукции за различные годы не имеет смысла, т.к. эти данные не сопоставимы (различные объемы производства, разные виды, структура продукции, цены и т.п.). Можно лишь сопоставлять в динамике показатели себестоимости единиц отдельных видов продукции.

При анализе себестоимости в целом по производству имеет смысл сопоставлять плановые и фактические значения.

При этом сопоставляют фактическую себестоимость товарной продукции с плановой себестоимостью фактически выпускаемой в отчетном году продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: