Международные юридически обязательные соглашения

Российская Федерация принимает участие в большинстве основных международных экологических конвенцийий. Это, в частности:

• Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, глав­ным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская кон­венция), Рамсар, 1971 г.;

• Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г.;

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находя­щимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Вашингтон, 1973 г.;

• Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас­стояния, Женева, 1979 г.;

• Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция), Базель, 1989 г.;

• Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Монреаль, 1987 г.;

• Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-Де-Жанейро, 1992 г.;

• Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Париж, 1994 г.;

• Роттердамскская конвенция о процедуре предварительного обоснованного со­гласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Роттердам, 1999 г.;

• Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Нью-Йорк, 1992 г. и Ки­отский протокол к РКИК, 1997 г.

Россия подписала, но не ратифицировала Конвенцию ЕЭК ООН об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.). Согласно по­ложениям этой важной конвенции, процедура оценки воздействия на окружающую среду потенциально опасных проектов, в том числе публичные обсуждения, долж­ны проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, кото­рые могут быть затронуты воздействием этих проектов. Россия руководствуется по­ложениями Конвенции в своей деятельности, в частности, по ряду крупных междуна­родных проектов, однако отсутствие ратификации вызывает озабоченность между­народного сообщества.

Другим документом, необходимость которого широко обсуждается в России, яв­ляется Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года). Целью этого протокола является со­действие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной переда­чи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся резуль­татом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприят­ное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разно­образия, с учетом рисков для здоровья человека и принимая во внимание трансгра­ничное перемещению.

Благодаря, прежде всего, выступлениям ученых и экспертов, информационной ра­боте неправительственных организаций, в обществе растет осознание необходимо­сти предотвращения негативного воздействия ГМО на окружающую среду и на здо­ровье людей. В поддержку присоединения к протоколу высказывались и ряд пред­ставителей государственных органов, однако проблема до сих пор не решена.

В настоящее время правительство Российской Федерации прорабатывает во­прос о присоединении к Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии об­щественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающим­ся окружающей среды.

Конвенция была принята 25 июня 1998 в датском городе Ор­хусе на IV Министерской Конференции «Окружающая среда Европы», и поэтому по­лучила название Орхусской конвенции. Это - уникальный международный документ, в котором впервые в истории человечества на высоком международном уровне сде­лана попытка урегулировать национальные процедуры, связанные с общественным участием в процессе принятия решений. Присоединние к Орхусской конвенции, ока­жется серьезное воздействие на законодательные возможности российских граждан защищать свои экологические права.

Переговорные процессы по выработке политики, связанной с охра­ной окружающей среды

Кроме участия в конвенциях Россия участвует в ряде международных процессов, ко­торые не предполагают обязательных для выполнения решений, но которые, тем не менее, дают толчок совершенствованию национальной политики и практики в обла­сти охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Российская Федерация принимала активное участие в процессе Рио — от Конфе­ренции по окружающей человека среде в 1972 г. до Конференции ООН по окружа­ющей среде и развитию «Рио-92» и Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+92». Кроме того, Россия внесла важный вклад в работу Комиссии ООН по устой­чивому развитию. Позитивное значение этого процесса в том, что, несмотря на слож­ность и противоречивость проблем, они стали мощными импульсами для осмысле­ния, понимания реалий современного мира, угроз его существованию и путей к раз­решению кризиса, практическим действиям на всех уровнях.

Россия участвует в работе региональных комиссий ООН, деятельность которых в значительной мере связаны с вопросами охраны и устойчивого развития - Евро­пейской экономической комисии ООН (давшая жизнь не только важным экологиче­ским конвенциям, но и ряду других процессов сотрудничества — Панъевропейской стратегии по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, Стратегии ЕЭК ООН по образованию в целях устойчивого развития и др.), и Экономической и соци-альной комиссии для стран Азии и Тихого океана (много сделавшей, в частно­сти, для продвижения концепции «зеленого роста»). Страна принимает участие в пе­реговорных процессах в рамках системы ООН — прежде всего Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также других других институтов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды и устойчивым разитием (Программы раз­вития ООН — ПРООН, Организации ООН по промышленному развитию — ЮНИДО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО и др.).

Вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития проникают и в де­ятельность Всемирной торговой организации, членом которой Россия стала в 2012 году. Присоединение к ВТО дало толчок национальным дискуссиям по вопросам «озеленения» торговли: «зеленым субсидиям», либерализации рынка экологических товаров и услуг, взаимосвязи правил ВТО и международных природоохранных со­глашений и другим. Большое значение для устойчивого развития России имеет пере­говорный процесс по присоединению к Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР). Для получения членства в этой организации Россия должна гармонизировать национальную политику и практику с более передовыми нормами ОЭСР, в том числе по интеграции экологических соображений в экономическое раз­витие и переходу к «зеленому росту».

Важное значение для устойчивого развития имеет решение форума Азиатско- Тихоокеанского экологического сотрудничества по либерализации экологических товаров и услуг, принятое в 2011 г году. в период председательства России. Вопро­сы, связанные с окружающей средой,изменением климата, устойчивой энергетикой, рассматриваются в рамках «Большой восьмерки» и БРИКС, в деятельности которых Российская Федерация принимает активное участие.

Следует особо отметить дискуссии, связанные с важными аспектами устойчиво­го развития, в рамках «Большой двадцатки». Форум, первоначально созданный в от­вет на финансовые кризисы конца 1990-х, в настоящее время уделяет все большее внимание «зеленому росту» с учетом его социальных и экологических аспектов. В частности, рамках «Двадцатки» приняты решения по постепенному отказу от неэф­фективных субсидий на ископаемое топливо - мера, которая призвана дать стимул использованию возобновляемых источников энергии и повысить энергоэффектив­ность, а также внести важный вклад в борьбу с изменением климата. В рамках «Двад­цатки» планируется расширение обмена опытом в области разработки националь­ных стратегий перехода к «зеленому росту». Все это дает дополнительные стимулы для улучшения соответствующей политики в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: