Российская Федерация принимает участие в большинстве основных международных экологических конвенцийий. Это, в частности:
• Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), Рамсар, 1971 г.;
• Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г.;
• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Вашингтон, 1973 г.;
• Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Женева, 1979 г.;
• Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция), Базель, 1989 г.;
• Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Монреаль, 1987 г.;
• Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-Де-Жанейро, 1992 г.;
• Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Париж, 1994 г.;
• Роттердамскская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Роттердам, 1999 г.;
• Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Нью-Йорк, 1992 г. и Киотский протокол к РКИК, 1997 г.
Россия подписала, но не ратифицировала Конвенцию ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.). Согласно положениям этой важной конвенции, процедура оценки воздействия на окружающую среду потенциально опасных проектов, в том числе публичные обсуждения, должны проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих проектов. Россия руководствуется положениями Конвенции в своей деятельности, в частности, по ряду крупных международных проектов, однако отсутствие ратификации вызывает озабоченность международного сообщества.
Другим документом, необходимость которого широко обсуждается в России, является Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года). Целью этого протокола является содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека и принимая во внимание трансграничное перемещению.
Благодаря, прежде всего, выступлениям ученых и экспертов, информационной работе неправительственных организаций, в обществе растет осознание необходимости предотвращения негативного воздействия ГМО на окружающую среду и на здоровье людей. В поддержку присоединения к протоколу высказывались и ряд представителей государственных органов, однако проблема до сих пор не решена.
В настоящее время правительство Российской Федерации прорабатывает вопрос о присоединении к Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Конвенция была принята 25 июня 1998 в датском городе Орхусе на IV Министерской Конференции «Окружающая среда Европы», и поэтому получила название Орхусской конвенции. Это - уникальный международный документ, в котором впервые в истории человечества на высоком международном уровне сделана попытка урегулировать национальные процедуры, связанные с общественным участием в процессе принятия решений. Присоединние к Орхусской конвенции, окажется серьезное воздействие на законодательные возможности российских граждан защищать свои экологические права.
Переговорные процессы по выработке политики, связанной с охраной окружающей среды
Кроме участия в конвенциях Россия участвует в ряде международных процессов, которые не предполагают обязательных для выполнения решений, но которые, тем не менее, дают толчок совершенствованию национальной политики и практики в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Российская Федерация принимала активное участие в процессе Рио — от Конференции по окружающей человека среде в 1972 г. до Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Рио-92» и Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+92». Кроме того, Россия внесла важный вклад в работу Комиссии ООН по устойчивому развитию. Позитивное значение этого процесса в том, что, несмотря на сложность и противоречивость проблем, они стали мощными импульсами для осмысления, понимания реалий современного мира, угроз его существованию и путей к разрешению кризиса, практическим действиям на всех уровнях.
Россия участвует в работе региональных комиссий ООН, деятельность которых в значительной мере связаны с вопросами охраны и устойчивого развития - Европейской экономической комисии ООН (давшая жизнь не только важным экологическим конвенциям, но и ряду других процессов сотрудничества — Панъевропейской стратегии по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, Стратегии ЕЭК ООН по образованию в целях устойчивого развития и др.), и Экономической и соци-альной комиссии для стран Азии и Тихого океана (много сделавшей, в частности, для продвижения концепции «зеленого роста»). Страна принимает участие в переговорных процессах в рамках системы ООН — прежде всего Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также других других институтов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды и устойчивым разитием (Программы развития ООН — ПРООН, Организации ООН по промышленному развитию — ЮНИДО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО и др.).
Вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития проникают и в деятельность Всемирной торговой организации, членом которой Россия стала в 2012 году. Присоединение к ВТО дало толчок национальным дискуссиям по вопросам «озеленения» торговли: «зеленым субсидиям», либерализации рынка экологических товаров и услуг, взаимосвязи правил ВТО и международных природоохранных соглашений и другим. Большое значение для устойчивого развития России имеет переговорный процесс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для получения членства в этой организации Россия должна гармонизировать национальную политику и практику с более передовыми нормами ОЭСР, в том числе по интеграции экологических соображений в экономическое развитие и переходу к «зеленому росту».
Важное значение для устойчивого развития имеет решение форума Азиатско- Тихоокеанского экологического сотрудничества по либерализации экологических товаров и услуг, принятое в 2011 г году. в период председательства России. Вопросы, связанные с окружающей средой,изменением климата, устойчивой энергетикой, рассматриваются в рамках «Большой восьмерки» и БРИКС, в деятельности которых Российская Федерация принимает активное участие.
Следует особо отметить дискуссии, связанные с важными аспектами устойчивого развития, в рамках «Большой двадцатки». Форум, первоначально созданный в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х, в настоящее время уделяет все большее внимание «зеленому росту» с учетом его социальных и экологических аспектов. В частности, рамках «Двадцатки» приняты решения по постепенному отказу от неэффективных субсидий на ископаемое топливо - мера, которая призвана дать стимул использованию возобновляемых источников энергии и повысить энергоэффективность, а также внести важный вклад в борьбу с изменением климата. В рамках «Двадцатки» планируется расширение обмена опытом в области разработки национальных стратегий перехода к «зеленому росту». Все это дает дополнительные стимулы для улучшения соответствующей политики в России.