Директор школы
Школьный зам. Директора
психолог
педагогический коллектив
Директор школы
Зам директора по восп. работе
Школьный психолог
педагогический коллектив
В тоже время уровень его влияния на внутришкольные процессы не определен должностными инструкциями, а зависит от личности психолога и сложившихся отношений в школьном коллективе.
Первая модель - это когда педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы и занимает позицию, равную по своему статусу позиции зам. директора школы. Тогда взаимодействие с последними носит коллективный характер, что в схеме отражено пунктирными линиями. Такая схема работает в школах, где работает три и белее психологов.
Такая позиция, с одной стороны, позволяет оперативнее решать многие вопросы и дает большую степень свободы, с другой стороны, возлагает ответственность боле высокого уровня, так как в этом случае психолог фактически становится представителем администрации.
|
|
Вторая позиция - это когда психолог подчиняется администрации школы, прежде всего директору и его заместителю по воспитательной работе. Эта позиция может оказаться менее продуктивной с точки зрения оперативности решения вопросов и процессов, происходящих в школе. Однако это положение комфортно для молодого специалиста без опыта работы.
На современном этапе существую два направления деятельности школьной психологической службы- актуальное и перспективное.
Актуальной направление ориентированно на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею- возможность гармонического развития личности каждого школьника- и содействие ее реализации в практической работе. При этом его основная задача- создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.
Эти два направления неразрывно связанны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям и учителям.
И все-таки главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности. Причем эта цель реализуется только тогда, когда практическими психологами достигается стыковка начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.
|
|
Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком- это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе) ее интеллектуальных, мотивационных и поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.
Конечная цель взаимодействия психолога со школьником- формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.