Место школьной психологической службы в системе народного образования

Наиболее распространенными являются две модели (или два типа организации) школьной психологической службы., принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог- в школе или вне школы (в консультации, психологическом кабинете при районных и городских отделах образования). Каждая модель имеет свои особенности.

Первая модель предполагает работу группы психологов при районном (городском) управлении народного образования.

Опыт работы практических психологов позволяет говорить об этой форме психологической службы как весьма полезной. Психологи организуют циклы лекций для учителей и родителей района с целью повышения их психологических знаний, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, диагностируют психическое развитие отдельных учащихся и дают на основании этого рекомендации учителю и родителям по дальнейшее работе с ними, организуют постоянно действующие семинары по вопросам возрастной, социальной, педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Однако эта модель адекватна решению лишь актуальных, конкретных задач, стоящей перед школьной психологической службой. Эта модель является узко, ограниченной и не отвечает в полной мере современному уровню психологической практики.

Во-первых, здесь налицо отстраненность службы от учебно-воспитательного процесса, от реальной жизни учащихся в школе. Это приводит к тому, что основная работа происходит по запросам учителей и родителей, которые обращаются по поводу тех учащихся, у которых явно выражены отклонения в поведении, развитии. Основная масса детей остается вне поля зрения психологов.

А.С.Макаренко говорил о том, что в первые годы его работы он обращал внимание на личность, выпадающую из коллектива, кто хулиганил шел против коллектива. Позднее он понял, часто цель может быть достигнута, если «я воспитываю каждого, а не только приведу в порядок отдельную личность».

Во-вторых, эта модель провоцирует ожидания немедленных позитивных сдвигов в решении конкретных проблем, как «скорая помощь».

Между тем, школьная психологическая служба должна стать органической частью системы народного образования, и практического психолога не следует превращать в «стол заказов», который выполняет диагностическое и другое вмешательство.

Вторая модель школьной психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в школе. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию школы, узнать как учителей, как и родителей. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Психолог получает оценку результативности своей деятельности (как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, основывающиеся на применение диагностики, какие изменения произошли в школьной жизни в результате его консультативной или профилактической деятельности и др.).

Эта модель в большей степени отвечает решению перспективной задачи школьной психологической службы- максимальному содействию развитию каждого учащегося.

Однако для развития школьной психологической службы целесообразно сочетание обеих этих моделей. Тогда психологи при РОО могут делать основной акцент своей работы делать на просвещение и тем самым способствовать развитию психологической культуры прежде всего руководящих работников народного образования, затем- учителей и широкой общественности. Психолог в школе может больше непосредственно заниматься с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: