Цели, структура и основные направления деятельности психологической службы образования

Лекция №2. Профессиональная характеристика деятельности педагога-психолога

1. Цели, структура и основные направления деятельности психологической службы образования

2. Профессиональные функции педагога-психолога

3. Права и обязанности педагога-психолога

Цели, структура и основные направления деятельности психологической службы образования

Школьная психологическая служба успешно развивалась во многих западных странах. Наиболее представлена эта служба в США, где она в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных дисциплин современной психологии. В 1980 г. в США была организованна Национальная ассоциация школьных психологов. Центральным и исторически сложившимися функциями школьной психологической службы являются функции измерения и оценки качеств и способностей, а сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение с применением стандартизированных тестов.

Министерство народного образования РСФСР направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

Приказ от 22 октября 1999 г. №636 Минобразования РФ под подписью министра В.Филиппова «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» утвердил положение о службе практической психологии.

Под службой понимается организованная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-педагогической помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-социальные комиссии (ПМПК), научно-методические кабинеты и центры органов управления образования и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, воспитанию творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

В своей деятельности психологическая служба системы образования руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующих органов управления образованием, Положениями о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.

Первым и основным звеном единой системы психологической службы образования является педагог-психолог, работающий в образовательных учреждениях (детских садах, школах, интернатах и т.д.)

Целью работы педагога-психолога является сопровождение естественного развития ребенка.

Отличительной особенностью работы психологической службы образования на данном уровне является непосредственный контакт психолога с детьми, родителями и педагогами.

Служба психологической помощи в сфере образования предполагает двойное подчинение: административное и профессиональное.

Непосредственно профессиональное управление деятельностью педагога-психолога осуществляется научно-методическими отделами службы практической психологии региональных, областных, городских и районных управлений и департаментов образования.

Цель: оказание методической и иной профессиональной помощи педагогам-психологам: проведение семинаров, конференций, тренингов, организация работы медико-психолого-педагогической комиссий и и комиссий по делам несовершеннолетних.

Административное управление деятельностью педагога-психолога осуществляется непосредственным руководителем образовательного учреждения, в котором он работает. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и консультаций, методических объединений, посещает уроки и внеклассные мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: