Внешняя политика - главный компонент системы международных отношений

Внешняя политика (внешние отношения государства) – взаимоотношение с другими странами в интересах собственной страны; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики – дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства – внутригосударственный орган внешних отношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, - во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции – министерством внешних отношений, в Швейцарии – политическим департаментом, в Аргентине – министерством внешних отношений и культа, в Ливии – Народным бюро по внешним связям, и т. д.

Внешняя политика является важным компонентом междуна­родных отношений. Она обладает специфическими особенностя­ми и не может быть сведена к сумме внутренних политик.

В научной литературе внешняя политика, как правило, опре­деляется как деятельность на международной арене лишь госу­дарств. «Внешняя политика, - говорится, к примеру, в энцикло­педическом словаре «Политология», - деятельность государст­ва на международной арене...». Это и подобные ему опреде­ления внешней политики далеко не в полной мере отражают реа­лии современного мира. Как и несколько веков назад, в совре­менном мире политической деятельностью на международной арене занимаются государства. Однако, эта деятельность на международной арене только деятельностью государств не ис­черпывается. Вместе с государствами на международной арене политической деятельностью занимаются партии, общественные организации, социальные движения. Все они, хотя и в разной ме­ре, регулярно занимаются обменом информацией, подготавливают и заключают двухсторонние и многосторонние договоры и со­глашения открытого и секретного характера, способствуют раз­витию одних процессов и блокированию других и т. д.

Следовательно, внешняя политика – это деятельность субъектов политики на международной арене, которая предполагает регулирование отношений конкретного субъекта политики с другими субъектами политики в соответствии с его целями, воздействие па объекты политики на международной арене.

Внешняя политика «как и всякая другая, - писал известный американский ученый Г. Моргентау, - это борьба» за власть. Го­сударственные деятели и народы могут в конечном счете искать свободы, безопасности, процветания или собственно силы. Они могут, определять свои цели в виде религиозных, философских экономических или социальных идеалов... Но всякий раз, когда они стремятся к достижению своих целей методами международной политики, они делают это, борясь за власть... Борьба за власть универсальна во времени и пространстве, и это неопровер­жимый факт исторического опыта».

Объектами внешней политики являются народы, нации, классы, социальные слои, группы и другие общности людей, а также государства, политические партии, общественные организации, движения.

Внешняя политика – многогранное явление. Она складыва­ется из совокупности целого спектра различных связей и взаимоотношений субъектов, субъектов и объектов политики – экономических, культурных, научно-технических, идеологических, дипломатических, военных и других.

Внешняя политика формируется под воздействием множества факторов, среди которых важное значение имеют такие, как время, конкретное состояние обстановки в мире, в определенных регионах, расстановка классовых сил, степень интеграции классовых сил, экономический, научно-технический потенциалы субъектов политики, мера развития связи между ними, степень интеграции их конкретных групп в международном масштабе, влия­ние политических лидеров и т. д.

Во внешней политике особую роль играет внешнеполитическая деятельность государств. Внешняя политика государств опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический потенциалы стран. Сочетание этих потенциалов определяет возможности внешнеполитической деятельности государств на тех или других направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации их внешнеполитических целей. В выборе государством партнеров и определении им противников исторически доминирует его геополитическое положение.

Традиционными формами осуществления внешней политики являются следующие:

- установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление воины при обострении отношений с бывшими партнерами) с другими государствами;

- осуществление регулярного обмена информацией с другими государствами, партиями, общественными организациями и движениями;

- подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по различным вопросам с другими государствами, партиями, общественными организациями; обмен визитами государственных деятелей разного уровня, политических лидеров разного масштаба;

- открытие представительств при всемирных и региональных международных организациях;

- членство во всемирных и региональных международных организациях;

- сотрудничество с дружественными зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями;

- блокирование (частичное или полное) деятельности на международной арене государств, политических партий, обществен­ных организаций, являющихся противниками;

- подготовка к войне, обеспечение благоприятной внешнеполити­ческой обстановки для ведения войны;

- борьба за предотвращение войны.

В последние годы во внешней политике многих государств важное место занимают такие проблемы, как:

- предотвращение ракетно-ядерной войны;

- организация превентивных мер по предотвращению локаль­ных конфликтов и их локализации;

- предотвращение техногенных катастроф и сотрудничество в целях скорейшей ликвидации их последствий;

- борьба с голодом, болезнями;

- осуществление мер по охране окружающей среды и ликвидации источников ее загрязнениями т. д.

В решении указанных проблем в последние годы все более заметную роль играют политические партии, общественные организации и социальные движения.

Для осуществления внешней политики и контролю за политической деятельностью на международной арене государств; создают специальные постоянные и временные органы. К числу постоянных органов относятся парламентские комиссии, комитеты по иностранным (внешнеполитическим) делам; министерства иностранных дел (государственные департаменты, иностранные бюро и т. д.); посольства, представительства, консульства, миссии. Временными органами внешнеполитической деятельности государств являются всевозможные делегации, представители президентов, представители и наблюдатели государственных орга­нов на конференциях, коронациях, на государственных юбилеях и т. д.

В современных условиях в осуществлении внешней политики важную роль играют всемирные, региональные международные организации и объединения, имеющие специальные органы политической деятельности на международной арене. Такие организации и объединения создают как государства, так и политические партии, движения.

Так 12 стран Европейского сообщества – Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, ФРГ и Франция создали европарламент. Европарламент рассматривает многие вопросы: развитие Европейского континента, экономическая интеграция дружества, охрана окружающей среды и т. д.

Социал-демократические и социалистические партии объединились в Социалистический Интернационал, в который входят в качестве полноправных или консультативных членов 68 партий всех континентов. Социнтерн большое внимание проблемам международных отношений, проблемам разоружения, глобальным проблемам, улучшению отношений между странами Запада и Востока, Севера и Юга и т. д.

В соответствии с Парижской хартией для новой Европы, принятой в ноябре 1990 го да па общеевропейской встрече глав государств и правительств стран – участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), созданы общеевропейские институты: 1) встреч глав государств; 2) Совет министров иностранных дел; 3) комитет старших должностных лиц.

В современных условиях все субъекты внешней политики так или иначе участвуют в решении глобальных проблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: