Возникновение и сущность буддизма

Буддизм возник в VI-V вв. до н.э. в Индии, это древнейшая мировая религия. Буддисты считают, что он явился результатом проповеди человека, известного под именем Будды Шакъямуни, почитаемого всеми направлениями как высшее божество.

По преданиям, после бесконечного множества перерождений, во время которых он успел побывать 85 раз царем, 83 раза отшельником, 5 раз рабом, трижды парием, а также множество раз животным, явился на землю, чтобы выполнить свою спасительную миссию, указать человечеству путь выхода из страданий. Для своего последнего перерождения спаситель выбрал образ царевича Сиддхартхи, принадлежавшего к знатному роду Гаутама, племени шакъев, правившего за 500-600 лет до нашей эры в долине Ганга.

Предание гласит, что мать Сиддхартхи – жена правителя шакъев Майя – увидела однажды во сне, что ей в бок вошел белый слон. Вскоре она родила младенца, который появился на свет необычным путем (он вышел из бока матери), сразу сделал несколько шагов и издал клич, который услышали все боги вселенной. Через семь дней после рождения сына мать умерла.

Узнав о рождении царского сына, дворец посетил старый мудрец Асита, который увидел на теле новорожденного «черты величия». Младенца назвали Сиддхартхой, что означает «выполнивший свое назначение». Однако отец ребенка вовсе не хотел потерять сына, что неизбежно произошло бы, если бы он решил посвятить себя религии и, поэтому, окружил ребенка роскошью, тщательно скрывая от него мрачные стороны жизни. Мальчик рос, согласно преданию, сильным, умным, ловким. Достигнув зрелости, он женился и у него родился сын. Семья жила счастливо.

Но, однажды, во время прогулки по городу, Сиддхартхи увидел покрытого язвами больного, согбенного годами слабеющего старика, погребальную процессию и погруженного в глубокое раздумье аскета. Эти «четыре встречи» перевернули все его прежнее мировосприятие. Он узнал о страданиях и неизбежном исходе жизни. И в ту же ночь тайно покинул свой дом, чтобы найти путь, ведущий к избавлению от страданий.

В течении семи лет он истязал свою плоть и размышлял над текстами священных книг брахманов, но безрезультатно. Отказавшись от аскетического образа жизни и бесплодных исканий, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, «открыл» путь к спасению. Сидя под деревом бодхи, Сиддхартха познал «четыре истины», т.е. стал просветленным (Буддой.).

Однако, согласно преданию, демон зла, бог смерти Мара, пытался запугать его страшными бурями, подсылал ему своих дочерей для того, чтобы соблазнить его радостями жизни и заставить отказаться от возвещения людям пути спасения. Семь дней (по другим версиям - четыре недели) раздумывал Будда, шагая взад и вперед около места прозрения, и все-таки победил сомнения.1 Недалеко от Бенареса, Будда произнес перед пятью будущими учениками и двумя оленями свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положения новой религии.

В течение сорока лет, окруженный учениками, ходил он по деревням и городам долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Первоначально оно называлось дхармой, что по своей сути означает закон жизни, позднее стала называться – буддизмом.

Умер Будда, по легендам, в восьмидесятилетнем возрасте в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар-Прадеш. Будда лег под деревом бодхи и обратился к собравшимся монахам и мирянам со следующими последними словами: «Теперь, монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что воссозданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению».

Буддисты называют уход Будды из жизни – достижением великой нирваны. Согласно канону, Будда умер в момент полнолуния месяца вайшакха (май). Эта дата почитается также как дата рождения и прозрения, поэтому называют ее «трижды святым».

Ставя вопрос о происхождении буддизма, многие исследователи не идут дальше показа преемственности идей буддизма с добуддийскими религиозными представлениями и с теми религиозными и религиозно-философскими системами, которые существовали в Индии одновременно с буддизмом, при этом они не принимают во внимание особенности социально-экономического строя и политических перемен в Индии этой эпохи.

Можно считать доказанным, что в середине I тыс. до н.э. в наиболее экономически и социально развитых районах Индии общественное устройство определялось патриархальным в своей основе рабовладельческим способом производства. Рабы обрекались на самую тяжелую и унизительную работу, их клеймили, истязали, заковывали в цепи. Наряду с частным широко практиковали коллективное рабовладение (рабы – собственность общины) и царское рабовладение. Основными классами были рабы, свободные земледельцы-общинники и рабовладельцы. С развитием городов появились ремесленники и купцы.

Однако, классовая структура усложнялась сословным делением. Сословные группы древней Индии назывались варнами (кастами). Высшую касту составляли брахманы, т.е. жрецы. Рядом с ними стояли кшатрии – воины. Обе эти касты составляли верхушку общества – «дважды рожденных». За ними следовала каста вайсиев (вайшиев) - земледельцев. Низшую касту составляли шудры (слуги). На самом низу сословной лестницы находились различные категории совершенно бесправных людей, не входящих ни в одну из каст – так называемые неприкасаемые.

Господствовавший в тот период в Индии брахманизм утверждал, что непроходимая пропасть между высшими кастами и шудрами, не говоря уже о внекастовых, установлена верховной божественной силой и поэтому будет существовать всегда.

Между тем, в середине I тыс. до н.э. в индийском обществе, как и в Китае, Персии и других регионах востока, отмечаются процессы кризиса и разрушения родоплеменных отношений, с одновременным возникновением крупных рабовладельческих государств. Главное острие борьбы было направлено на существующую и освящаемую брахманизмом кастовую систему – идеологическую основу патриархального быта и общественных отношений. Таким образом, следует отметить, что новая религия – буддизм, как и другая, возникшая в этот же период религиозная система – джайнизм, возникли и сформировались как социальный протест против кастовой системы.

Индийский историк Д.П. Чаттопахадхъяя, раскрывая причины возникновения буддизма, отмечает: «Это было время, когда северо-восточная Индия впервые стала свидетельницей возникновения государств – Магадхи и Косалы на развалинах племенных организаций… Огромные налоги, ростовщичество, вымогательство порождали новые, доселе неслыханные лишения в жизни людей, у которых были еще свежие воспоминания о свободе, равенстве и братстве в племенной организации».1

Буддизм тесно связан с целым рядом религиозных и религиозно-философских систем древней Индии. Господствующей религией Индии накануне возникновения буддизма был брахманизм, сменивший более древнюю ведическую религию. Одним из основных положений оставалось учение о переселении душ (реинкарнация) и закон возмездия (карма), который определяет формы переселения душ. Эти положения сделались центральными и для буддизма.

Первоначально свое выражение идеи брахманизма нашли в упанишадах – религиозно-философских трактатах, возникших в эпоху образования классов и каст. В Упанишадах мы находим теологическое обоснование господства брахманов. По учению упанишад, атман («я» или душа человека) является отражением высшего мирового властителя – Брахмы. Путем познания Брахмы индивидуальная душа сливается с этой мировой душой и тем достигает блаженства – состояние абсолютного покоя.

Идеи упанишад получили дальнейшее развитие в V веке до н.э. и нашли отражение в религиозно-философской системе миманса или пурва-миманса, т.е. ранней мимансы, включающая в себя два раздела: карма-миманса (миманса дел) и уттара-миманса (высшая миманса), более известная под названием веданта (т.е. окончание вед).

Карма - миманса указывает на практические средства, или «дела», с помощью которых можно достичь прекращения перерождений. Под делами они понимают исключительно жертвы богам: «Стремящийся к небу пусть принесет жертву». Каждая каста совершает свои, отличные от других каст, обряды. При этом отправление основного ритуала – жертвоприношения, является исключительной компетенцией брахманов.

По учению веданты, в мире существует только одна реальность – абстрактный мировой дух Брахман, не имеющий никаких свойств и не поддающийся никаким определениям. Брахман не имеет начала, значит, создать его никто не мог. Он – основа творения, всенаполняющий дух. Одним из проявлений его является человек, поэтому отрицание Брахмана является как бы отрицанием самого себя. «Я есть Брахман» - является одним из основных положений веданты. Брахман проявил себя в мире из любви к творению, т.к. он существо всеблагое. Многообразие же наблюдаемого нами мира есть результат нашего неведения (авидья). Наши чувства, разум, тело являются орудиями самообмана, оковами, мешающими познанию истины. Отдельных предметов и душ – нет, они являются плодом нашего заблуждения. Освобождение человека от неведения, а тем самым прекращение перерождений, состоит в познании иллюзорности мира, в познании его тождества с Брахманом. Путь к освобождению заключается в свершении добрых дел, под которыми понимаются жертвоприношения и выполнение религиозных предписаний и обрядов. Веданта подчеркивала, что познание истины и освобождение возможно только для «дважды рожденных» (т.е. высших каст) и богов. Шудры же, согласно учению Веданты, познать истину не могут и, таким образом, путь спасения для них закрыт.

Другое религиозно-философское течение древней Индии, оказавшее влияние на формирование буддизма – ньяя. Последователи этого течения найяйики, признавали реальность двух видов духовного начала в мире – бога и души. Бог считался единым, всемогущим, всеведущим, вездесущим, вечным творцом мира и руководителем, не знающим ни радости, ни горя. Для доказательства бытия бога найяйики занялись усиленной разработкой логики и искусства спора. Так как, говорили они, все имеет свою причину, то и мир во всем своем многообразии должен иметь свою причину. Его причина – всезнающий бог. Найяйики считали причину особой субстанцией, существующей самостоятельно, независимо от действия. Отсюда вытекало, что для соединения причины с действием нужна особая, третья сила высшего порядка. По учению найяйиков мир состоит из «вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ» и связать их между собой может только особая сила – божество. Поэтому, они делали вывод, что каждый факт причинной связи является результатом вмешательства бога.

В конечном счете, все логические рассуждения школы ньяя были направлены на доказательство возможности освобождения индивидуального «я», т.е. души от бренности материального мира и тем самым указать путь достижения блаженства - прекращения перерождений.

Атомистическая теория найяйиков, оказавшая косвенное влияние на догматику буддизма, была центральным пунктом и другой, родственной школе ньяя, системы – вайшешика. Последователи этой системы считали, что мир состоит из атомов, соединяющихся в предметы по воле бога, который может помочь индивидам познать самих себя и тем самым достичь прекращения страданий.

По учению найяйиков и вайшешиков, существующая независимо от бога и материи, душа вечна. Познание истины, т.е. религиозного учения, приводит душу к освобождению от перерождений, к блаженству. В отличие от веданты они признавали наряду с божественной субстанцией мир материальный, но главное место отводили духовным началам – богу и душе.

Однако наиболее сильное влияние на буддизм оказала философская система санкхья, в которой можно найти почти все основные идеи, лежащие в основе учения буддизма. Последователи санкхьи считали, что существование единого бога-творца не доказуемо. Единый, всемогущий и всеблагой бог мог бы создать только благо, а окружающий мир полон зла. Санкхья утверждала, что главной особенностью всякого существования является страдание и, что в мире существует антагонизм между духом и материей. Страдания и изменения свойственны же только миру материальному, а душа сама по себе от них свободна. Движимая незнанием (авидья) душа увлекается материальными оковами и смешивается с телом, чувствами и умом (манас). А это неизбежно приводит ее к страданиям, самым большим из которых является неизбежность смерти при каждом перерождении.

Высшей целью человека по учению чанкхьи является устранение страданий. Эта цель не может быть достигнута жертвами, так как убиение животного есть грех, требующий возмездия. Жертвоприношения были доступны только богатым людям и, поэтому, не могли стать путем спасения всех людей. Кроме того, жертвоприношениями можно достичь состояния одного из богов, что не избавится полностью от страданий. Нет надежды на избавление от страданий и в результате гибели мира, т.к. мир снова возродится для продолжения блуждания душ.

Таким образом, единственным путем к спасению является отказ от чувственного мира и стремление к истине путем созерцания. Тот, кто постиг таким путем истину, заключающуюся в познании абсолютного отличия духа (своего «я») от материального мира, спасен, так как он выходит из круговращения (сансара) и преодолевает страдание.

Буддизм с самого начала формировался как религиозная система, основанная на вере в сверхъестественное – в господствующий над миром чувственным (сансарой) мир богов и духов, в предопределенность судьбы человека (карма), в ад и рай, в сложный пантеон божеств. Все это, так же как основная символика и обрядность, было заимствовано ранним буддизмом из уже существовавших религиозных представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: