Основные стратегии управления конфликтом

Вид стратегии Необходимые действия
Стратегия предотвращения конфликта - устранить реальный предмет конфликта; - привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересован­ное лицо и быть готовым подчиниться его решению; - добиться, чтобы одна из конфликтующих сторон отказалась от предмета конфликта в пользу другой;
Стратегия подавления конфликта - целенаправленно сократить количество конфликтующих; - разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочи­вающих взаимоотношения потенциально конфликтных друг к другу людей; - создавать условия, которые затрудняют возникновение кон­фликтных взаимоотношений;
Стратегии отсрочки - изменить силу одного или обоих конфликтующих в вообра­жении противоположной стороны; - уменьшить или увеличить роль и место одного из конфлик­тующих в воображении другого; - изменить представление конфликтующего о самой конфликт­ной ситуации.

 

Основными принципами разрешения конфликта являются:

принцип понимания – осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта; знание конфликтных лич­ностей, хорошая ориентация в условиях возникновения кон­фликтов;

принцип предвидения – прогнозирование конфликтов между со­трудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение следующим понятиям: оппонент, объект конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.

2. Какие элементы составляют структуру конфликта?

3. Укажите последовательность стадий протекания конфликта.

4. Укажите причины: внутри личностного конфликта; межличностного конфликта; межгруппового конфликта.

5. По каким признакам можно классифицировать производственные конфликты?

6. Дайте характеристику типов конфликтных личностей и способов управления этими людьми.

7. Укажите стиль (тактику) поведения в конфликте при:

- низком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;

- низком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;

- высоком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;

- высоком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;

- среднем значении «Напористости» и среднем значении «Партнерства».

 

Литература:

1. Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
3. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
4. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 251-257


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: