Вид стратегии | Необходимые действия |
Стратегия предотвращения конфликта | - устранить реальный предмет конфликта; - привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересованное лицо и быть готовым подчиниться его решению; - добиться, чтобы одна из конфликтующих сторон отказалась от предмета конфликта в пользу другой; |
Стратегия подавления конфликта | - целенаправленно сократить количество конфликтующих; - разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения потенциально конфликтных друг к другу людей; - создавать условия, которые затрудняют возникновение конфликтных взаимоотношений; |
Стратегии отсрочки | - изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; - уменьшить или увеличить роль и место одного из конфликтующих в воображении другого; - изменить представление конфликтующего о самой конфликтной ситуации. |
Основными принципами разрешения конфликта являются:
• принцип понимания – осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта; знание конфликтных личностей, хорошая ориентация в условиях возникновения конфликтов;
|
|
• принцип предвидения – прогнозирование конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение следующим понятиям: оппонент, объект конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
2. Какие элементы составляют структуру конфликта?
3. Укажите последовательность стадий протекания конфликта.
4. Укажите причины: внутри личностного конфликта; межличностного конфликта; межгруппового конфликта.
5. По каким признакам можно классифицировать производственные конфликты?
6. Дайте характеристику типов конфликтных личностей и способов управления этими людьми.
7. Укажите стиль (тактику) поведения в конфликте при:
- низком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;
- низком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;
- высоком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;
- высоком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;
- среднем значении «Напористости» и среднем значении «Партнерства».
Литература:
1. | Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006 |
2. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
3. | Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
4. | Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004 |
5. | Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 251-257