Тип конфликтной личности | Отличительные особенности | Способы управления данным типом(рекомендации для руководителей и коллег) |
Конфликтная личность демонстративного типа | - хочет быть в центре внимания (любыми путями); - отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие; - легко даются поверхностные конфликты (часто выходит «победителем», так как окружающие воспринимают такие конфликты как «хохму»); - рациональное поведение выражено слабо, более выражено – эмоционально-импульсивное; - плохо планирует свою деятельность; - избегает кропотливой, систематической работы; - конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт как способ продемонстрировать себя); - часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает. | Следует чаще делать им комплименты по принципу «Лучше подыграть в малом, чем потом иметь дело с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания». |
Конфликтная личностьригидного типа | - подозрителен; - обладает завышенной самооценкой; - постоянно требует подтверждения собственной значимости; - прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию; - с трудом принимает чужую точку зрения; - очень обидчив | Проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением. |
Конфликтная личностьнеуправляемого типа | - импульсивен, плохо контролирует себя; - поведение непредсказуемо; - часто ведет себя вызывающе и агрессивно; - постоянно требует подтверждения собственной значимости; - в своих неудачах любит обвинять других; - не умеет планировать свою деятельность; - не учится на ошибках прошлого опыта | Следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их «неконтролируемость» часто повторяется. Можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). |
Конфликтная личностьсверхточного типа | - скрупулезно относится к своей работе; - предъявляет повышенные требования к себе; - очень требователен к окружающим; - обладает повышенной тревожностью; - чувствителен к деталям и мелочам; - иногда может порвать отношения с кем-либо, так как ему показалось, что его обидели; - сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т. п.); - сдержан во внешних, особенно в эмоциональных, проявлениях; - плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон | Лучше не травмировать их напрасно, тем более что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше поручать им такую работу, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т. е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать хотя бы таким образом их чувство собственной значимости. |
Конфликтная личность «бесконфликтного» типа | - неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях); - обладает легкой внушаемостью (поверит во все что угодно, «лишь бы не огорчать собеседника»); - характерна некоторая непоследовательность поведения; - ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации; - зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться «хорошим»); - излишне стремится к компромиссу; - не обладает достаточной силой воли; - глубоко не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих (просто живет «как положено», боится «думать своей головой») | Опасаться их в наибольшей степени. Такие люди, в силу своей слабости духа, продадут кого угодно. Теоретически, конечно, можно представить, что эти люди в определенных ситуациях могут проявить и волю, и принципиальность, но для этого потребовалось бы задеть их за «живое». Не каждому руководителю или психологу это доступно. |
Целенаправленно конфликтный тип личности | - рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей; - часто провоцирует конфликты; - склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то давит); - рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников; - владеет хорошо отработанной техникой поведения в «горячем» (эмоциональном) споре | Постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов труда) – подыскать для таких «рвущихся в бой» людей интересные проблемы, где они могли бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя). |
В условиях производства источниками конфликтов могут быть и различные «психологические игры» на разных этапах выполнения заданий. При этом сама «психологическая игра» (по Э. Берну) понимается как последовательность «ходов», действий или высказываний, направленных на достижение скрытой цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью. Ниже выделяются типичные игры нерадивого работника на разных этапах выполнения производственного задания, которые часто также провоцируют новые конфликты и создают напряженность во взаимоотношениях:
На этапе получения задания:
• стремление взять задание без указания конкретных сроков исполнения;
• повторяющиеся попытки взять одновременно большое количество заданий, с тем чтобы потом сослаться на перегруженность;
• попытки доказать, что задание не входит в круг выполняемых данным лицом обязанностей;
• обвинение руководителя в том, что он дает «глупые» задания и т.п.
На этапе выполнения задания:
• затягивание работы с целью перевода ее в разряд срочных (с расчетом на то, что кого-то дадут в помощь);
• намеки на то, что работа выполняется лично для руководителя или ради него;
• споры с руководителем с целью склонить его к передаче задания другому работнику;
• нарочито наивные рассуждения («сработать под дурачка») и т. п.
На этапе контроля качества работы:
• обвинение руководителя в предвзятости (например, «Я знаю, что вы хотите меня уволить и ищите, к чему бы придраться»);
• попытки спровоцировать нетактичное поведение руководителя;
• выражение сомнения в компетентности руководителя и т. п.
Главное в реагировании на подобное – вовремя распознать эти хитрые ходы и не дать вовлечь себя в такие «психологические игры».
Особого внимания заслуживают уловки, используемые в ходе публичных обсуждений, которые также часто осложняют отношения между коллегами в организации:
Уловки организационного и процедурного характера:
ü материалы дела предоставляются накануне, что затрудняет обстоятельное знакомство с ними;
ü первое слово предоставляется тем, кто явно поддерживает «начальство», таким образом, сразу создается установка;
ü принятие решения фиксируется жестко, без повторных обсуждений, что исключает корректировку решения при появлении новых обстоятельств;
ü слово поочередно предоставляется наиболее агрессивным участникам, атмосфера накаляется и на вопрос: «Будем ли продолжать заседание?» обычный ответ: «Нет!»;
ü игнорируются предложения по процедуре совещания;
ü предложения, выносимые на голосование, формулируются нечетко;
ü обсуждение приостанавливается на выступающем, позиция которого более желательна для начальства (обычно более эффективны первое и последнее выступления);
ü одних выступающих жестко ограничивают во времени (регламентом), а других – нет;
ü на обсуждение приглашаются лица, не имеющие права голоса (иногда это позволяет принять решение, ориентируясь на общую «атмосферу» в зале);
ü в ключевой момент обсуждения (невыгодный для организаторов) вдруг объявляется перерыв;
ü перед началом нежелательного обсуждения вдруг меняется повестка дня;
ü сначала «выпускается пар» на малозначительных вопросах, а для обсуждения важных проблем уже не хватает ни времени, ни сил, что позволяет организаторам «быстро протолкнуть» выгодное для них решение;
ü участникам как бы «случайно» раздаются неполные документы, а потом выясняется, что кто-то, «к сожалению», оказался не в курсе всей имеющейся информации;
ü обратный вариант – «избыточное информирование», когда участники обсуждения просто теряются в фактах;
ü важные для обсуждения рабочие документы «теряются».
Психологические уловки спора:
ü выведение оппонента из равновесия, провоцирующее его на необдуманные шаги;
ü использование непонятных для оппонента слов и теорий (расчет на то, что оппонент «постесняется» переспрашивать, чтобы не показать свою «некомпетентность»);
ü «ошарашивание» оппонента очень быстрым темпом речи;
ü перевод спора в сферу «домыслов» («Вы это утверждаете потому, что...» и оппонент вынужден оправдываться);
ü однозначные, бездоказательные оценки (типа «ерунда», «это банально» и т. п.);
ü постепенное «приучивание» оппонента к какой-либо мысли в защиту которой аргументы не приводятся. После чего она объявляется «доказанной» (по принципу «Но ведь вы же это приняли, соглашались со мной раньше...»);
ü многозначительная недосказанность, с намеком на то, что «можно сказать и больше...», но это не делается по каким-то «моральным соображениям»;
ü ссылка на авторитет;
ü «подмазывание» аргументов с помощью лести оппоненту (например, фраза: «Как продемонстрировали нам успехи нашего уважаемого...»);
ü различные приемы принижения оппонента в виде «оценочных вопросов» («Как, вы этого не читали?»);
ü принижение с помощью иронии («Извините, но вы говорите вещи, которые выше нашего понимания»);
ü сильные доводы оппонента как бы «не замечаются», игнорируются;
ü провокационные обороты речи, которые могут оскорбить некоторых оппонентов («например, иногда говорят «попы» вместо «духовенство», «аппаратчики» вместо «сотрудники», торгаши» вместо «работники сферы быта»...);
ü апелляция к личности оппонента, а не к его аргументам («вы, может быть, и правы, но помните, как в прошлом месяце вы сделали то-то и то-то..., так можете ли вы...»);
ü выискивание каких-либо прошлых высказываний оппонента, которые противоречат его нынешней позиции;
ü метод «да, но», когда сначала оппонента хвалят, а затем неожиданно начинают резко критиковать (расчет на то, что оппонент уже расслабился, обрадовался, а может, успел полюбить вас, после чего, скорее всего, уже не способен достойно сопротивляться);
ü все доводы оппонента с помощью остроумия (или артистизма) обращаются в шутку или в «хохму» (в примитивных коллективах это обычно нравится другим участникам, и они начинают воспринимать совещание как очередную «развлекуху») и т. п.
Логико-психологические уловки:
ü мысль формулируется неопределенно, что позволяет ее интерпретировать по-разному;
ü доводы оппонента правильные, но явно недостаточные для Доказательства основного тезиса;
ü частные закономерности неправомерно обобщаются;
ü требование однозначного ответа от оппонента (хотя по сложным проблемам однозначные ответы бывают редко);
ü после прослушивания доводов оппонента делается свой вывод («приговор»), совершенно не следующий из выступления оппонента;
ü в высказывания оппонента вкладываются иные смыслы;
ü сводятся к абсурду все доводы оппонента путем чрезмерного преувеличения высказанных им положений с последующим осмеянием этого «смоделированного» заключения и т. п.