Транспортные коридоры. Развивающиеся рыночные отношения заставляют грузовладельцев и перевозчиков применять современные методы проектирования систем транспортировки и реализации

Развивающиеся рыночные отношения заставляют грузовладельцев и перевозчиков применять современные методы проектирования систем транспортировки и реализации транспортного процесса – логистику – для повышения качества транспортировки грузов и пассажиров с гарантией безопасности. Международные отношения обусловили дальнейшее развитие логистических подходов к системам транспортировки, что привело к созданию транспортных коридоров на наиболее значимых направлениях движения потоков грузов и пассажиров.

Согласно определению Комитета по Внешнему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок.

Приоритетным направлением государственной транспортной стратегии в последнее время закономерно становится формирование международных транспортных коридоров, проходящих по территории России. Оно открывает новые экономические возможности в связи с глобализацией экономики и кардинальным увеличением объемов товарообмена между государствами и континентами.

Финансирование формирования транспортных коридоров осуществляется международными финансовыми организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а также заинтересованными странами и частными инвесторами. Обустройство коридоров может включать в себя строительство новых путей сообщения, реконструкцию и ремонт уже имеющихся основных технических сооружений на всех видах транспорта, которые создают конкретный коридор. При этом особое значение придаётся экологическим аспектам.

Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора:

- первый (Хельсинки – Таллин – Рига – Каунас и Клайпеда – Варшава и Гданьск),

- второй (Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород),

- третий (Хельсинки – Выборг – Санкт-Петербург – Псков – Москва – Калининград – Киев – Любашёвка – Кишинёв – Бухарест – Димитровград – Александрополис).

Панъевропейский транспортный коридор – система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Была первоначально определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте 1994, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997. Поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими коридорами или хельсинкскими коридорами.

I Север – Юг: Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск Ветвь A: (Via/Rail Hanseatica) — Рига — Калининград — Гданьск По Балтийскому морю (E67) — Хельсинки — Варшава.
II Восток – Запад: Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород
III Брюссель — Аахен — Кёльн — Дрезден — Вроцлав — Катовице — Краков — Львов — Киев
IV Дрезден/Нюренберг — Прага — Вена — Братислава — Дьёр — Будапешт — Арад — Бухарест — Констанца / Крайова — София — Фессалоники / Пловдив — Стамбул
V Восток – Запад: Венеция — Триест/Копер — Любляна — Марибор — Будапешт — Ужгород — Львов — Киев (протяжённость 1600 км) Ветвь A: Братислава — Жилина — Кошице — Ужгород Ветвь B: Риека — Загреб — Будапешт Ветвь C (E73): Плоче — Сараево — Осиек — Будапешт
VI Север – Юг: Гданьск — Катовице — Жилина, западная ветвь Катовице — Брно
VII (Дунай) Северо-запад—Юго-восток: — протяжённость 2300 км
VIII Дуррес — Тирана — Скопье — Битола — София — Димитровград — Бургас — Варна (протяжённость 1300 км)
IX «Балтийский мост» или «Путь из варяг в греки»: Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашёвка/Раздельная (Украина) — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис. Ветвь от Любашевки/Роздильны до Одессы. (протяжённость 3400 км) Ветвь A: Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва Ветвь B: Калининград — Киев Ветвь C: Калининград — Вильнюс — Минск
X Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Велес — Фессалоники Ветвь A: Грац — Марибор — Загреб Ветвь B: Будапешт — Нови-Сад — Белград Ветвь C: Ниш — София — Димитровград — Стамбул через коридор IV Ветвь D: Велес — Прилеп — Битола — Флорина — Игуменица

 

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России.

Развитие транспортных коридоров реализуется в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры"). Система международных коридоров в Южном федеральном округе включает участки евразийских МТК "Север-Юг" и "Транссиб", а также продлеваемых в Россию Панъевропейских коридоров.

Однако транзитный потенциал России используется слабо. Так, транзитные перевозки контейнеров составляют в настоящее время лишь 0,5 процента от их общего грузопотока, то есть используется только 5-7 процентов транзитного потенциала России. Ряд стран, поддерживаемых международными финансовыми структурами, стремится проводить политику транспортной изоляции России на основе формирования альтернативных евроазиатских коридоров, основным из которых является ТРАСЕКА: Европа – Черное море – Грузия (Поти) – Азербайджан (Баку) – Каспийское море – Туркмения - восточное побережье Китая. В этих условиях транспортная система Юга России в перспективе может создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА при определенной корректировке направлений и темпов своего развития.

 
 


Развитие транспортных коридоров реализуется в соответствии с ФЦП

 

"Модернизация транспортной системы России" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры"). Система международных коридоров в Южном федеральном округе включает участки евразийских МТК "Север-Юг" и "Транссиб", а также продлеваемых в Россию Панъевропейских коридоров.

Южный федеральный округ пересекают транспортные коридоры:

МТК "Север-Юг" (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Астрахань-Каспийское море-Иран), с ответвлениями через Ростов на Новороссийск, Ставрополь-Кочубей-Махачкала-Азербайджан;

ответвление Транссиба (Новороссийск-Сальск-Волгоград-Самара-Транссиб);

Дунайский водно-транспортный коридор № 7 (Дунай-Дон-Волга).

Перспективу развития через регион имеют также:

МТК № 3 (Берлин-Дрезден-Киев) продлевается через Ростовскую область на Владикавказ и Тбилиси, а также через Белую Калитву на Волгоград и далее, в Среднюю Азию;

МТК № 4 (Вена-Будапешт-Бухарест-Кишинев)-Одесса-Ростов-Астрахань и далее, до присоединения к проекту ТРАСЕКА в Казахстане. В формировании продлеваемого коридора используются автомобильная и железнодорожная магистрали Ростов-Одесса-Кишинев;

МТК № 9-б (Клайпеда (Калининград) - Киев) - Харьков - Ростов и далее, на Махачкалу - Баку - Тегеран. Этот коридор связывает порты Балтии с портами Каспия, а также с МТК "Север-Юг" и МТК № 3. На данное направление может быть перераспределена часть мощного грузопотока ТРАСЕКИ между портами Гданьска и Одессы, где нет прямого транспортного коридора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: