Транспортно-технологические комплексы(ТТК) – это совокупность машин, механизмов, устройств, зданий и сооружений, предназначенных для комплексной механизации погрузо-разгрузочных работ и транспортно-складских работ, а также для переработки продовольственного сырья на полуфабрикаты для цехов питания на транспорте и других технологических операций в инфраструктуре транспорта. Погрузо-разгрузочные и транспортно-складские работы выполняются с помощью технических средств, общая характеристика которых приведена в таблице.
Таблица – Характеристика ТТК
Класс машин | Основные типы машин | Техническая характеристика машин |
Погрузо-разгрузочные | Инерционно-разгрузочные машины, Ковшовые загрузчики, Гидронасосы, Пневмозахватывающие устройства, Погрузчики | Производительность |
Грузоподъемные | Автопогрузчики, Электропогрузчики, Домкраты, Подъемные краны, Тали | Грузоподъемность |
Транспортирующие | Автокары, Гидротранспорт, Конвейеры, Рольганги | Производительность |
Транспортно-складские | Стеллажные штабелеры, Автоматизированные складские комплексы | Темп складирования |
|
|
Комплексной характеристикой эффективности погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ является уровень механизации и автоматизации, под которым понимается отношение трудоемкости работ, выполняемых с помощью машин и автоматически, к общей трудоемкости процесса:
где: Zm – число работников, выполняющих работу с использованием машин, чел.,
tm – машинное время процесса, ч.;
Za – число операторов автоматических систем, чел.;
ta – время автоматических операций, ч.;
Zp – общее число работников, чел.;
tp – фонд рабочего времени, ч.
Недостаточное внимание к техническому оснащению инфраструктуры транспорта привело к значительному отставанию в уровне механизации погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ, которая составляет не более 35-40%. Железнодорожные вагоны только на 36% времени общего перевозочного процесса находятся в движении. Подвижной состав водного и автомобильного транспорта около 40% времени простаивает на грузовых и экспедиционных операциях.
Поэтому, особое значение имеет создание в портах и привокзальных зонах транспортно-технологических терминалов, обеспечивающих высокомеханизированное проведение погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ по приему, накоплению, временному хранению грузов (пассажиров), их перемещению с одного вида транспорта на другой и т.д. Для механизации работ в терминалах важное значение имеет контейнеризация перевозки грузов, под которой понимается применение транспортной тары, обеспечивающей групповое размещение штучных (единичных) грузов. При этом важно, чтобы контейнер имел габаритные однотипные размеры и обеспечивал состыковку, как с вилочными захватами, так и с подвесными устройствами грузоподъемных машин. В составе транспортных терминалов важное значение имеют экспедиционно-складские системы, под которыми понимаются специальные здания и технические средства, обеспечивающие прием, программное заполнение, хранение и выдачу грузов клиентам транспортных средств.
|
|
[1] - Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают:
- качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;
- количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.
[2] Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом.